КЁЛЬН - Страница 28

Церковь святого Андрея, основанная в то же время, что и церковь святого Мартина, была освящена архиепископом Геро в 974 г.; перестроена в XII в. в романском стиле как трёхнефная базилика с трансептом, восточная часть – в XIV в. в готическом стиле. На месте церкви великомученика Георгия при Меровингах предположительно находился ораторий. Сменившая его романская базилика с трансептом была возведена в 1059 г., центральный деревянный свод заменили каменным, пристроили массивный вестверк (XII в.). Романский облик был возвращён церкви в 1928–1930 гг., она сильно пострадала во время Второй мировой войны. Самая маленькая романская базилика – церковь Пресвятой Девы Марии в Лискирхене (впервые упоминается в 948 г.; время строительства 1190–1220 гг.). Церковь святого Куниберта (1210–1247 гг.) находится на месте базилики во имя святого Климента I, епископа (папы) Римского; в ней был похоронен Кёльнский епископ святой Куниберт. После перенесения в крипту мощей святого трёхнефная романская базилика была освящена в его честь. Во второй половине XIV в., после пожара, западная часть храма была перестроена в готическом стиле. XII – первая половина XIII вв. – это расцвет рейнской школы архитектуры, в том числе в Кёльне. Церкви были перекрыты каменными сводами, к ним пристроены дополнительные нефы и капеллы, переделаны восточные части храмов – алтарь и хор, расширено внутреннее пространство, расписаны стены и своды. Французские новации, связанные с развитием готики, повлияли на позднероманскую архитектуру Кёльна, что обусловило переходный характер её стиля: соединение свойственных романике массивных и расчленённых стен с окнами стрельчатой формы и увеличившимся внутренним пространством. Была перестроена восточная часть церкви святых Апостолов (1150 – около 1230 гг.?) и церковь святого Мартина (после 1150 г. – середина XIII в.; восточная часть завершена к 1172 г.). В 1192 г., после пожара, восточная часть церкви святых Апостолов стала трёхлепестковой, как и в церкви Пресвятой Девы Марии на Капитолии; над её восточным средокрестием был возведён восьмигранный купол-фонарь (около 1192 – 1219 гг.), на западе построен вестверк с башней. По типу раннеготической французской архитектуры (например, собор в Лане) стена имеет четыре яруса: арок, трифория, эмпор и клеристория. Церкви святого Гереона (1219–1227 гг.) придали формудесятигранника (декагона). Декагон был украшен фресками, они почти полностью погибли во время Второй мировой войны (сохранились фрагменты истории святого Дионисия); здание не очень сильно пострадало от бомбардировок, но его восстановление затянулось до 1984 г. Баптистерий с южной стороны – постройка второй четверти XIII в. В церкви святого Гереона, в нише к северу от входа, находится «Кровавая колонна». Латинская надпись свидетельствует о том, что она стала пользоваться особым почитанием после того, как на неё попала кровь мученика Гереона. Ныне существующую церковь святой Урсулы, трёхнефную романскую базилику без трансепта с эмпорами, начали возводить в 1230 гг., как и её западную башню, готический хор – в 1247–1267 гг. В этой церкви до 1827 гг. находился алтарь Пресвятой Девы Марии (1460 гг., неизвестный кёльнский мастер; в настоящее время его фрагменты хранятся в Старой Пинакотеке, Мюнхен, и в Национальной картинной галерее, Лондон). В 1240 гг. кёльнские мастера переняли из Саксонии распространённый там «зубчатый», или «зигзагообразный», стиль.

 



 
PR-CY.ru