КЁЛЬН - Страница 23

Среди дарованных императором античных гемм были портреты государей эпохи эллинизма и Древнего Рима; это не единственный пример использования предметов античного искусства с императорской тематикой: около 1056 г. в ювелирной мастерской города Вердена для внука императора Оттона II Кёльнского архиепископа Германа II (1036–1056 гг.) был изготовлен крест с Распятием, на котором в качестве головы Спасителя была закреплена голова миниатюрной статуи Ливии, супруги римского императора Августа (начало I в. н.э.), из ляпис-лазури (художественный музей «Колумба» Кёльнского архиепископства, Кёльн). На рубеже XII и XIII вв. в Кёльне создавались ковчеги в виде храмов, напоминающих античные или византийские центрические здания (они могли служить дарохранительницами, артофориями, реликвариями; различаются в деталях, но сходные по плану и принципам декорирования; в настоящее время хранятся в собрании Государственных музеев Берлина, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, отдельные элементы (медные колонки, покрытые эмалью и золочёные медные пластины XIII в.) – в собрании Государственного Эрмитажа). Исследователям известны имена некоторых ювелиров, работавших в это время в Кёльне: так, Эйльберт создал переносной алтарь из сокровищницы Вельфов. В готическом стиле создавались произведения в местных мастерских, например, алтарь из церкви женского францисканского монастыря святой Клары (около 1350/1360 гг., с начала XIX в. хранится в кафедральном соборе, в настоящее время находится в юго-западной части трансепта). Первоначальный облик полиптиха был восстановлен в ходе реставрационных работ 1907–1909 гг. В его живописи повторяются S-образные силуэты, обильно использованы декоративные золотые элементы, в том числе фоны; сцены из Нового Завета вписаны в стрельчатые вимперги-арочки. Среди святых представлен основатель Ордена францисканцев католический святой Франциск Ассизский. К числу редких изображений исследователи относят «Чудо во время мессы святого епископа Мартина». Деревянные панели ограды хора в соборе были украшены образами святых, связанных с историей города: императоры – на южной стороне, предстоятели Кёльна – на северной, последним представлен архиепископ Вальрам фон Юлих (1332–1349 гг.), при котором, как полагают исследователи, был создан памятник. Восточная часть южной стороны ограды хора представляла сцены из жизни Девы Марии, северная – апостола Петра и святых покровителей собора. Апостол Пётр прославляется как глава Римской церкви: в сцене встречи с апостолом Павлом апостол Пётр как епископ облачён в орнат. Исследователи отмечают, что в живописи заимствованы приёмы художественных школ Франции, Италии, Англии и Богемии, а их синтез может рассматриваться как начало собственной живописной традиции. По мнению исследователей, к освящению соборного хора (около 1322 г.) был выполнен серебряный с позолотой и эмалью посох епископа; его верхняя часть в «зубчатом» готическом стиле включает условный образ здания и миниатюрную скульптурную композицию – коленопреклонённый епископ, молящийся Пресвятой Богородице с Младенцем (сокровищница собора, Кёльн).

 



 
PR-CY.ru