КЁЛЬН - Страница 22

Тончайшие по технике изготовления византийские эмали становились частью личной казны архиепископов Кёльна. Из погребения Кёльнского архиепископа Зигфрида фон Вестербурга (1275–1297 гг.) в соборе святого Мартина в Бонне происходит золотой медальон, в оправе которого мелкими изумрудами окружена эмалевая круглая пластина с образом благословляющего Христа (конец X в., Рейнский краеведческий музей, Бонн). Обители Кёльна были известны за пределами города. Бенедиктинский монастырь, посвящённый великомученику Пантелеимону (Санкт-Панталеон), был знаменит среди правителей и высшего клира Священной Римской империи и других стран. Здесь похоронены Кёльнский архиепископ Бруно, супруга императора Оттона II императрица Феофано (ум. в 991 г.). Вклады в аббатство Санкт-Панталеон делала дочь последнего англосаксонского короля Харальда II Гита, супруга Киевского великого князя Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. Согласно «Похвальному слову великомученику Пантелеимону» (1120 гг.), составленному и произнесённому на проповеди аббатом Рупертом Дойцским, заступничеству святого она приписывала выздоровление своего старшего сына князя Мстислава Новгородского (день её смерти был внесён в синодик монастыря). В XII в. Кёльн был крупным центром ювелирного искусства, продолжал традиции, процветавшие в районе рек Маас и Рейн. В его мастерских во второй половине XII в. были созданы произведения высокого художественного качества в техниках чеканки и эмали: рака святого Этерия (около 1170 г., церковь святой Урсулы, Кёльн), алтарь из церкви святой Урсулы (около 1170 г., Музей Шнютгена, Кёльн), раки святого Маврина (около 1170 г., ризница церкви великомученика Пантелеимона, Кёльн) и святого Гериберта (около 1160 – 1170 гг., Дойц, церковь Санкт-Хериберт). Одним из самых знаменитых творений ювелиров из Кёльна стал реликварий Трёх волхвов (Трёх царей) (1190 – около 1225 гг.), начатый под руководством мастера Николая Верденского. Мощи трёх волхвов были подарены императором Фридрихом I Барбароссой Кёльнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю и 23 июля 1164 г. привезены в город (помимо них в реликварии хранятся мощи пострадавших в Милане святых воинов Феликса и Набора, а также мощи мученика Григория из Сполетия). Около сотни античных гемм для передней стенки реликвария, драгоценные камни и жемчужины пожертвовал будущий император Оттон IV (около 1200 г.); он же преподнёс собору три золотые короны, которые были помещены над главами волхвов (переплавлены в 1803 г.). Двухярусный ковчег, составленный из трёх ларцов с двухскатными крышками, напоминающий базиликальное здание, был покрыт золотыми рельефами с изображениями Христа, апостолов и пророков, добродетелей, с Деисусом и сценами из Нового Завета и «Апокалипсиса». Исполненные в высоком рельефе композиции, в особенности фигуры сидящих пророков, напоминают исследователям античные статуи и выделяются на фоне орнаментального декора из эмалевых пластин, колонок, чеканных лент и карнизов. Мощи волхвов были завёрнуты в узорные шёлковые ткани сирийского производства (дамаст) II в., в том числе с включением золотых нитей. На рельефе «Поклонение волхвов» вместе с волхвами помещена фигура императора Оттона IV.

 



 
PR-CY.ru