КЁЛЬН - Страница 25

Центральный алтарь для церкви святого Колумбы был написан знаменитым мастером Северного Возрождения Рогиром ван дер Вейденом (1455 г., Старая Пинакотека, Мюнхен); он, несомненно, оказал влияние на местных мастеров. Исследователи отмечают, что увлечение натурализмом, возможностью воспроизводить окружающий мир отразилось в произведениях мастеров второй половины XV в., например, в образах алтаря для церкви святой Урсулы (работы Мастера «жизни Девы Марии», 1460 гг.); укрупнение масштабов человеческих фигур, сочетание пластики и декоративности – алтарь святого Варфоломея для церкви святого Колумбы (1500–1505 гг., оба алтаря в Старой Пинакотеке, Мюнхен). На конец XV – XVI вв. приходится расцвет сребро- и златоделия, производства эмалей с преобладанием готических форм и нарастающим интересом к итальянским художественным новшествам. Многочисленны предметы церковной утвари, создаются инсигнии предстоятелей Кёльна – в пару к пастырскому посоху был изготовлен сходный по материалу и технике церемониальный меч (Kurschwert, около 1480 – 1490 гг., сокровищница собора, Кёльн). В новом стиле, реалистичном и скупом на украшения, создан бюст-реликварий для мощей мученика Григория из Сполетия (около 1500 г., сокровищница собора, Кёльн) – закрытые глаза, складки губ и век, морщины на лбу выражают страдание. Бронзовый позолоченный рельеф с группой святых под роскошным балдахином (около 1518 г., сокровищница собора, Кёльн), изготовленный в Брюсселе и посвящённый памяти Ж. фон Кроя, бывшего настоятеля собора, ставшего епископом города Камбре, продолжал популярную в Кёльне тему поклонения волхвов. Драгоценные дары собору, литургические сосуды и детали облачения становились роскошнее и ярче, например, процессионный реликварий-дарохранительница (Prunkmonstranz) из золота с крупными камнями был сделан по заказу архиепископа Максимилиана Генриха Баварского (1658–1659 гг., мастер К. Швелинг). Для паломников были созданы гравированные изображения с перечислением почитаемых святынь и достопримечательностей собора Кёльна (гравюра «Паломнический листок» (Pilgerblatt), мастер П. Шонеман). После наполеоновского нашествия (1794 г.) и последовавшей секуляризации были закрыты и разрушены около сорока церквей в Кёльне и его окрестностях, утрачены детали убранства раки трёх волхвов, восполненные небольшими панно в стиле академической живописи на сюжеты Ветхого Завета и поклонения волхвов (1807 г., сокровищница собора, Кёльн). Национальное наследие, средневековые сокровища Кёльна стали неиссякаемым источником вдохновения для мастеров XIX–XX вв. По образцу романских драгоценных реликвариев с эмалями и фигурными рельефами в аркадах была выполнена рака святого Агилольфа, архиепископа Кёльнского (745–752 гг.). Произведения церковной утвари создавались в Кёльне после Первой мировой войны, например, в среде художников, обучавшихся в Рабочей (Ремесленной) школе Кёльна (Werkschule), где в особом классе (Paramentenklasse) разрабатывали образцы тканей и вышивки, подражая средневековым ремесленникам. Ими же был создан ряд литургических облачений для собора в стиле ар-деко, например, «Зелёная капелла» из 12 предметов (П. Хекер и Э. Фройнд, 1922–1927 гг., сокровищница собора, Кёльн), где на узорчатой ткани, подобно произведениям Средневековья, узнаваемые фигуры ангелов соединены с абстрактными и произвольно размещёнными орнаментами.

 



 
PR-CY.ru