КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Страница 10

В латинском переводе «Церковной истории» проблема раннего преемства решается с помощью сомнительного утверждения, что «первым после апостолов» («primus post apostolos») дидаскалом в Александрии был Пантен, «вторым по порядку» – Климент Александрийский, третьим – «Ориген, ученик Климента». Согласно второй версии, которая содержится в свидетельстве Филиппа Сидского, «Александрийским училищем первым управлял Афинагор»; его «расцвет» и время написания им сочинения «Предстательство за христиан» неверно датируются в этом свидетельстве временем правления римских императоров Публия Элия Траяна Адриана (117–138 гг.) и Антонина Пия (138–161 гг.), которые названы адресатами сочинения (по мнению исследователей, здесь имеет место ошибка компилятора или переписчика). По утверждению Филиппа Сидского, Афинагор до обращения в христианство «стоял во главе академической школы», т.е. был платоником (он собирался написать сочинение против христиан, однако в процессе изучения христианской литературы сам обратился в христианство). Учеником и преемником Афинагора в руководстве школой Филипп Сидский называет Климента Александрийского, преемником Климента Александрийского – Пантена, «афинянина и пифагорейского философа», а преемником Пантена – Оригена. Кроме того, Филипп Сидский сообщает, что сам он учился у последнего дидаскала Александрийской школы Родона, который по не известным исследователям причинам в правление византийского императора Феодосия I Великого (379–395 гг.), вероятнее всего, как полагают исследователи, в начале 390 гг., перенёс школу в Сиды, родной город Филиппа Сидского. Хотя уже в древности Сократ Схоластик и Константинопольский патриарх Фотий характеризовали Филиппа Сидского как автора напыщенного, многословного и «сливающего времена истории», сообщаемые им сведения не могут быть отброшены исследователями как заведомо недостоверные, они заслуживают внимательного анализа вследствие того, что он был непосредственно знаком с последним дидаскалом Александрийской школы. А.И. Сагарда, пытаясь совместить данные епископа Евсевия Кесарийского и Филиппа Сидского, полагал, что сведения о Клименте Александрийском и Пантене оказались искажёнными из-за невнимательности переписчиков, и в действительности Филипп Сидский хотел сказать, что учителем Климента Александрийского помимо Афинагора был также и Пантен, однако не относил Пантена к числу дидаскалов Александрийской школы, предлагая ряд Афинагор – Климент Александрийский – Ориген. Кроме того, по мнению А.И. Сагарды, Филипп Сидский безосновательно перенёс Афинагора в Александрию, тогда как в действительности Климент Александрийский учился у него в Афинах, а в Александрии учился у Пантена. Другое объяснение свидетельства Филиппа Сидского было предложено в современной западной науке Б. Пудроном. По его предположению, Афинагор был не первым, а последним учителем Климента Александрийского; его, а не Пантена Климент Александрийский назвал «сицилийской пчелой» и с ним встретился в Александрии, где, согласно гипотезе Б. Пудрона, Афинагор провёл последний период жизни во второй половине 170 – начале 180 гг.

 



 
PR-CY.ru