КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II–III вв.) – раннехристианский церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы (см. в ст. Богословские школы древней церкви). Имеющиеся в древней христианской литературе биографические свидетельства о Клименте Александрийском весьма скудные; из сочинений Климента Александрийского исследователи извлекают лишь косвенные данные о его жизни крайне общего характера. Основным и наиболее подробным источником сведений о жизни, а также о церковной и литературной деятельности Климента Александрийского исследователи называют «Церковную историю» епископа Кесарии Палестинской Евсевия (III–IV вв.), у которого Климент Александрийский неоднократно упоминается в контексте общего повествования об истории христиан в Александрии и Александрийской школы. По оценкам современных исследователей, епископа Евсевия Кесарийского нельзя считать в его повествовании об Александрийской церкви вполне непредвзятым свидетелем, поскольку, будучи убеждённым сторонником Оригена (II–III вв.), он стремился представить его продолжателем авторитетной церковной и педагогической традиции, восходящей к апостолам (таким образом, исследователи считают, что сообщения Евсевия Кесарийского о Клименте Александрийском требуют критического анализа и должны соотноситься с данными других источников). Последующие церковные историки и хронисты, упоминавшие Климента Александрийского, в основном, опирались на рассказы о нём у Евсевия Кесарийского (их краткие сообщения, по мнению исследователей, не добавляют ничего существенно нового к сведениям, известным из «Церковной истории»). Важным исключением исследователи называют сохранившееся в кратком изложении свидетельство христианского историка Филиппа Сидского (V в.), в котором повествуется об истории Александрийской школы и содержится упоминание Климента Александрийского в числе её дидаскалов. Однако вследствие расхождений свидетельства Филиппа Сидского с данными Евсевия Кесарийского и присущих ему внутренних несоответствий оно также должно восприниматься, по мнению исследователей, критически. Краткие упоминания о Клименте Александрийском, сообщения о времени и обстоятельствах его жизни, а также цитаты из его сочинений исследователи встречают у Епифания Кипрского (IV–V вв.), Кирилла Александрийского (IV–V вв.), Иеронима Стридонского (IV–V вв.), Феодорита Кирского (V в.), Анастасия Синаита (VII-VIII вв.), Константинопольского патриарха Фотия I (IX в.) и других церковных писателей. Кроме того, о Клименте Александрийском упоминают в историко-хронологических сочинениях византийские историки Сократ Схоластик (V в.), Иоанн Малала (V–VI вв.), Георгий Синкелл (VIII–IX вв.), Георгий Амартол (IX в.), Симеон Логофет (X в.), Георгий Кедрин (XI–XII вв.), Михаил Глика (XII в.) и др. Точная дата рождения Климента Александрийского исследователям неизвестна; приблизительная датировка даётся на основании отнесения хронистами времени его «расцвета» или «известности» к концу 180 – началу 190 гг. Учитывая, что традиционный возраст «расцвета» равен примерно 40 годам, современные исследователи полагают, что Климент Александрийский родился между 150 и 160 гг.

 



 
PR-CY.ru