КОРИНФЯНАМ ПОСЛАНИЯ - Страница 43

Противопоставление видимого и невидимого, временного и вечного апостол разъясняет через метафоры, описывающие состояние человека в его земной и «небесной» жизни. Эти метафоры изложены в довольно трудном для перевода и толкования отрывке 2 Кор. 5:1–10. Общий смысл текста исследователям понятен: это эсхатологический текст, в котором апостол в разных образах выражает свою надежду на вечную жизнь в прославленном состоянии за пределами сего мира и сего века. Трудности у экзегетов вызывает метафорический язык этого отрывка. Метафоры апостола Павла разнообразны и связаны, с одной стороны, с его антропологическими воззрениями, и, с другой – с его эсхатологическими представлениями. Важнейшую роль здесь играет основное понятие в его антропологии – «тело человека». Апостол не мыслит бестелесного существования человека: как в этом веке, так и в воскресении человек имеет тело. В первой части отрывка (в 2 Кор. 5:1–5) тело человека представлено как «земной наш дом, эта хижина (шалаш)», чему противопоставлено «от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». Надежда верующих выражается в словах апостола: «Только бы нам и одетыми не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (стихи 3–4). В этих стихах тело человека представляется как временная одежда, которой противопоставлено вечное облачение. При этом используются разные глаголы «одеваться», « раздеваться» и «переодеваться» (или одеваться в верхнюю, праздничную одежду). В синодальном переводе эти тонкости не отражены. Контраст для исследователей очевиден: наш земной дом – это временная хижина, шатёр, который рано или поздно будет разрушен, и тогда христиане будут иметь «строение от Бога, нерукотворный вечный дом на небесах» (стих 1, ср. синодальный перевод: «От Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный»). Земная жизнь закончится, рухнет как шатёр, но для умершего уготовано новое телесное существование «на небесах», в Божественной сфере. В стихе 2 говорится о «воздыханиях» христиан в нуждах и страданиях этой земной жизни: «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище». «Мы… воздыхаем», ибо тоскуем по нашему новому «жилищу» как по новой, праздничной одежде, в которую желаем переодеться или которую даже желаем надеть поверх нашей ветхой одежды, чтобы это новое, нетленное тело преобразило наше ветхое, смертное тело (ср.: 1 Кор. 15:53: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие»).

 



 
PR-CY.ru