КОРИНФЯНАМ ПОСЛАНИЯ - Страница 47

К учению апостола Павла о тайне откровения (1 Кор. 2:6–16) обращается автор «Послания к Диогнету»: в Сыне Бог явил людям Свой Промысл, содержавшийся раньше в тайне. Рассуждая о взаимосвязи жизни и познания, автор «Послания к Диогнету» приводит слова апостола Павла о превосходстве любви над знанием (1 Кор. 8:1–2). Феофил Антиохийский в «Послании к Автолику» использует Послания Коринфянам, когда говорит о воскресении мёртвых. Это – метафоры «совлечения смертного» и «облачения в нетление» (1 Кор. 15:53; 2 Кор. 5:4), умирающего и прорастающего новой жизнью семени (1 Кор. 15:36–38), а также рассуждение о том, что спасение и Воскресение достигаются исполнением Закона и заповедей (1 Кор. 15:50), и описание благ, которые ожидают верующих после Воскресения (1 Кор. 2:9). На рассуждения апостола Павла о знании (1 Кор. 13:9) опирается Ириней Лионский, обличая тех, кто чрезмерно им превозносятся. Ссылаясь на апостола Павла и соглашаясь с ним, священномученик утверждает несовершенство всякого знания. Опровергая гностических учителей, он вслед за апостолом (1 Кор. 2:6) подчёркивает, что совершенство человека осуществляется в единстве души и тела. С душой воскреснет и тело, как храм Святого Духа и часть Тела Христова (1 Кор. 3:17; 6:13–15; 1 Кор. 15:36, 42– 44). Обращаясь к словам апостола Павла об Адаме и о Христе (1 Кор. 15:22, 45–46, 49), размышляет он о тайне воплощения. Климент Александрийский говорит с читателями на языке эллинистической культуры, и потому слова и идеи апостола Павла у него нередко соседствуют с цитатами из греческих философов и терминологией мистериальных культов (1 Кор. 2:6–16). Он описывает путь от веры к непосредственному («лицом к лицу») созерцанию и знанию (1 Кор. 13:12) как постепенное восхождение по ступеням мистического совершенствования под руководством истинного гносиса. Слова 1 Кор. 2:6–7 есть обоснование особой значимости устного поучения, «оглашения» неофита опытным наставником. Учение апостола Павла о знании (1 Кор. 2:6–16) крайне важно и для Оригена, который опирается на его слова, рассуждая о различных «возрастах» христиан. Ориген призывает читателей приготовиться к восприятию «таин» Божьих, которые он извлекает из текста Священного Писания, пользуясь аллегорическим методом толкования. Таким образом, верующих призывают к познанию не только Христа Распятого, но Вечного Слова Божия. Из латиноязычных авторов этого периода Послания Коринфянам часто цитируют Тертуллиан и Минуций Феликс.

 



 
PR-CY.ru