КЕТЛЕР Готхард - Страница 9

В этой же части подробно описываются все обязанности пастора, как в области проповедничества, при осуществлении которого пастору надлежит точно следовать «всему виттенбергскому корпусу учения» и не привносить при толковании Священного Писания собственных новшеств, так и в области практической деятельности, целью которой является духовное преуспеяние всех членов общины, для которых пастор должен быть заботливым отцом и примером в жизни. Если пастору поручена община, члены которой не могут из-за дальности расстояний собираться на регулярное богослужение, он должен как минимум раз в год посещать каждого члена своего прихода, испытывать его духовное состояние и преподавать ему христианское наставление. Крайне подробно излагается порядок совершения визитаций: приводятся перечни вопросов, которые проводящий визитацию должен задать пастору, церковным учителям, церковным служителям и рядовым членам общины (их содержание повторяет соответствующие виттенбергские установления). Третья часть устава содержит описание порядка совершения всех богослужений; в частности, предлагаются чинопоследования вечернего и дневного молитвенных собраний, проповедей и лютеранской мессы. Согласно уставу, для участия в евхаристии верующий должен непременно пройти покаяние (или «испытание») перед пастором, в ходе которого каждый обязан подтвердить, что верно понимает смысл евхаристии, и сообщить о тяготящих его совесть грехах. В этой же части излагается порядок совершения крещений, бракосочетаний, погребений и других обрядов. Краткая четвёртая часть устава содержит общие принципы организации церковных школ; особо подчёркивается обязанность пастора надзирать за тем, чтобы учителя ни в чём не уклонялись от христианской веры. В пятой части определяется порядок содержания духовенства, и формулируются требования к моральному облику церковных служителей. Пасторам строго воспрещается требовать с вверенных им прихожан чрезмерных денежных средств и предписывается довольствоваться минимально необходимыми для жизни вещами. В завершение документа приводятся тексты древних Символов веры, а также некоторых наиболее распространённых молитв. Важным свидетельством того, что Готхард Кетлер до конца жизни уделял значительное внимание вопросам церковного образования и просвещения, исследователи считают отданное им в середине 1580 гг. распоряжение о подготовке вероучительных пособий на латышском языке, которые облегчили бы для пасторов задачу донесения истин христианской веры до простого народа. В 1586 г. в Кёнигсберге (ныне Калининград, Россия) был опубликован латышский перевод «Малого катехизиса» Мартина Лютера, ставший одной из первых печатных книг на латышском языке. В следующем году вышли ещё три латышских перевода: апостольские и евангельские отрывки, расположенные в соответствии с годовым порядком их чтения; избранные псалмы и гимны для пения за богослужением; история страстей Христовых. Незадолго до смерти Готхард Кетлер получил сигнальные экземпляры изданий, остался доволен их содержанием и в особом указе от 6 марта 1587 г. повелел, чтобы все пасторы Курляндии приобретали эти книги и использовали их в служении.

 



 
PR-CY.ru