КЕТЛЕР Готхард - Страница 7

Всего к концу XVI в. в Курляндии насчитывалось около сотни действующих церквей, по большей части сооружённых при Готхарде Кетлере наскоро из дерева. Почти все церкви имели собственных пасторов: если в 1565 г. во всей Курляндии насчитывалось лишь 25 пасторов, то к 1600 г. их стало больше 120. Положение с церковным образованием духовных лиц было сложным: лишь приезжавшие из Германии пасторы имели университетское образование (по большей части они были выпускниками Виттенбергского, Ростокского и Кёнигсбергского университетов). Выходцы из Курляндии, которые были кандидатами на служение, обычно посещали уроки опытных пасторов по основам вероучения и практике служения (в целом пасторы поставлялись без особенно жёстких требований к их теоретическим знаниям). Опираясь на проекты, разработанные А. Эйнгорном, С. Хеннингом и канцлером Курляндии Михаэлем фон Брунновым (ум. в 1583 г.), Готхард Кетлер принял в качестве церковного законодательства герцогства два документа, которые были утверждены им в 1570 г. и одобрены ландтагом в 1572 г.; эти церковные уставы действовали в Курляндии до XIX в. В значительной мере содержание уставов было заимствовано из уже существовавших к этому времени лютеранских церковных законоположений. Так, описание порядка богослужений и обрядов было взято из рижского церковного устава; порядок экзаменации священнослужителей и описание их обязанностей были созданы на основе мекленбургского устава, восходящего к церковному распорядку Виттенберга; некоторые части уставов являются пересказом церковно-практических сочинений Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Вместе с тем исследователи отмечают, что для уставов Готхарда Кетлера характерно и определённое своеобразие: они содержат ряд практических замечаний и рекомендаций, непосредственно связанных с церковной ситуацией в Курляндии. Уставы написаны витиеватым барочным стилем с изобилием речевых украшений, повторов и побочных тем, вследствие чего входят в число наиболее пространных по объёму протестантских церковно-канонических документов XVI в. В первом документе, озаглавленном «Церковная реформация» («Kirchen Reformation»), содержится описание необходимых мер по реформированию церковной жизни и основных принципов церковно-правовой структуры протестантских общин Курляндии. После преамбулы, в которой сообщается о плачевном состоянии религиозной жизни и о необходимости её исправления и согласования со «светом известной евангельской истины», следует первая глава, посвящённая собственно «реформации» (или «первоначальной визитации»), в ходе которой осуществляющему визитацию суперинтенданту или его уполномоченному следовало провести ряд формальных действий по организации церковной общины. Так, ему предписывается разыскать или заново составить списки всех членов общины с учётом их социального статуса и финансового положения; установить территориальные границы прихода и определить сумму налогов, необходимых для его содержания; проверить состояние церковных зданий и определить сумму, необходимую для их восстановления и постройки заново. Отчёт о визитации вносился в «церковную книгу», а её результаты сообщались герцогу и ландтагу. В следующих трёх главах излагается порядок строительства и открытия новых церквей, школ, госпиталей и богаделен. В пятой и шестой главах определяется порядок содержания общиной церковных зданий и пасторов.

 



 
PR-CY.ru