КЕТЛЕР Готхард - Страница 8

Седьмая глава представляет собой подробное описание обязанностей суперинтенданта: он должен наблюдать за тем, чтобы во всём герцогстве пасторы проповедовали истинное учение и надлежащим образом отправляли все установленные обряды; он обязан регулярно осуществлять визитации и обладает правом суда над любым церковным служителем и правом принимать решение об отлучении от церковной общины; таким образом, фактически полномочия суперинтенданта являются епископскими с тем отличием, что его назначение осуществляется герцогом, перед которым он отчитывается обо всех церковных делах. В главах 8–12 даётся описание обязанностей пасторов, проповедников и других церковных служителей, в том числе относящихся к их служению в школах и больницах. Особый интерес для исследователей представляет одиннадцатая глава, содержащая «Зерцало христианской жизни» («Speculum vitae christianae»), – адресованное всем членам христианской общины краткое наставление об обязанностях христианина. В нём излагается общее учение о христианской вере: она есть дар Божий и начинается с внутреннего ответа на обращённый к человеку в Слове Божьем призыв; вместе с тем вера не может сводиться к теоретическим истинам, обрядам и церемониям, но должна быть живой и действенной, т.е. соединяться с практическим исполнением воли Божьей, выраженной в заповедях Ветхого и Нового Заветов, с «послушанием праведного христианина, проистекающим из живого горения верующего сердца и из любви к Богу». Второй документ, «Церковный распорядок» («Kirchen Ordnung»), имеет также латинское заглавие «Об учении и обрядах надлежащего богопочитания» («De doctrina et ceremoniis sinceri cultus divini»); он представляет собой довольно подробную инструкцию для протестантских пасторов и проповедников по всему комплексу вопросов церковной практики. В первой части («Об учении») кратко устанавливаются вероисповедные нормы для церковных общин Курляндии: источниками истинного вероучения помимо Священного Писания объявляются три древних Символа веры (Апостольский Символ веры, Афанасиев Символ веры и Никео-Константинопольский Символ веры), «Катехизисы» Мартина Лютера и «Аугсбургское исповедание». Каждый пастор должен быть знаком с текстами этих вероисповеданий; кроме того, он должен быть способен верно изложить церковное учение по 35 темам, или «вопросам», которые ему могут быть предложены в ходе визитации (вопросы заимствованы из сочинений Филиппа Меланхтона). Во второй части («О служении») подробно излагается учение о порядке поставления пасторов и проповедников. Прежде всего, пастор должен иметь внутреннее призвание (vocatio) к служению, т.е. иметь желание и готовность добросовестно выполнять все возложенные на него обязанности. Он также должен быть надлежащим образом призван внешне; избрание подходящих кандидатов объявляется обязанностью суперинтенданта. После призвания происходит проверка, или «экзамен» (examen), в ходе которого пастор подтверждает знание истин веры и способность вести проповедь. Далее совершается поставление (ordinatio), порядок которого заимствован из практики Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Законно поставленному пастору до начала служения необходимо пройти процедуру «представления» («introductio») общине, в ходе которой возносится совместная молитва суперинтенданта и общины о даровании пастору благодатной помощи в его служении (при этом прямо об избрании пастора общиной в документе не упоминается).

 



 
PR-CY.ru