КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 9

В 1721 г. за монастырём числились 1257 тяглецов, плативших оброк 102 руб. 69 алтын, пашни 1536 четвертей земли в поле и 11 кв. вёрст леса. Исследователям известно, что монашествующие получали в это время жалованье и на «церковные потребы» из приказа 26 руб. К 1763 г. монастырские доходы складывались, в основном, из сумм, выделяемых Коллегией экономии, жалованья настоятелю, братии, служителям и отставным (всего 155 руб. 48 коп.), а также «хлебного жалованья» рожью и овсом. Кроме того, в пользу Космина Яхренского монастыря выделялась часть средств, собиравшихся с крестьян монастырских вотчин, которые заготавливали для обители дрова, пахали монастырские земли и т.д. К концу XVIII в. Космин Яхренский монастырь получал штатную сумму около 200 руб. в год. В XIX в. изменились статьи дохода: по данным на 1871 г., проценты с банковского капитала (240 руб. 80 коп.), оброчные (150 руб.), средства от аренды ярмарочных лавок (около 70 руб.), жалованная сумма из Казначейства (411 руб. 40 коп.), за наём рабочих вместо штатных служителей (300 руб.); молебенные, проскомидные, поминальные (200 руб.) – всего 1370 руб. с копейками. Кроме того, в пользу Космина Яхренского монастыря поступали сбор от продажи свечей, кошельковая сумма, пожертвования благотворителей. Очевидно, структура доходных статей почти не изменилась и в начале XX в. В начале XX в. в Космином Яхренском монастыре хранились чудотворная икона Успения Божьей Матери (XVI в.) в серебряном окладе, Яхромская икона Божьей Матери на серебряном ковчеге (XVI в.), Владимирская икона Божьей Матери в басменном окладе XVII в., большая Смоленская икона Божьей Матери (XVIII в.), икона на гробнице преподобного Космы «старинного письма» (XVI в.), в рост, под шитой золотом ризой, 16 «иконок на левкашенном холсте, на одной стороне святцы, а на другой изображение Господских, Богородичных и недельных по Триоди праздников», писанных «искусным Строгановской школы письмом», в киоте XVII в., икона Николая Чудотворца в медном окладе (XVIII в.). В обители хранились также два креста: «серебропозлащенный» (1699 г.) и золотой наперсный, с частицами мощей, украшенный финифтью. История создания креста 1699 г. отмечена во вкладной книге: «Лета 7207 построен в церковь Божию крест на престол на прикладные кресты и дробницы, а в нем мощи положены при игумене Феоктисте, а те кресты взяты из ризницы Ионы, а за работу платил мастеру от креста Иван Дмитриев Рожнов свои деньги». Среди четырёх печатных Евангелий XVII–XVIII вв. было и приобретённое игуменом Митрофаном в 1666 г. с его собственноручной записью: «Лета 7174 году марта 25 дня выменено сие евангелие Володимирского уезду Пречистые Богородицы и препод. отца нашего Козмы Яхренского Чудотворца при игумене Митрофане, что взят из “олотниковские пустыне, а выменил на казенные деньги”». В начале XX в. в Космином Яхренском монастыре хранились рукописи: «Книга казенная записная вкладная», начатая в 1688 г., при игумене Сергии, и законченная в 1764 г.; Синодик, составленный, по мнению исследователей, также при игумене Сергии; Служба преподобному и его Житие (список XVIII в.). В монастыре было большое собрание богослужебных, святоотеческих и нравоучительных книг XVI–XVIII вв. После 1917 г. монастырское собрание икон и книг было расформировано. Все серебряные богослужебные предметы и кресты, небрежно (без подписи исполнителя) переписанные в мае 1922 г., по мнению исследователей, были сданы в Помгол.

 



 
PR-CY.ru