КАТАКОМБНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 2

С даниловцами был связан и сыгравший чрезвычайно важную роль в создании катакомбной церкви Уфимский  архиепископ Андрей (Ухтомский), который совершил в 1920 гг. хиротонии (вместе с другими архиереями) более десяти тайных епископов (впрочем, многие из андреевских епископов затем признали митрополита Сергия). Принято считать, что катакомбное движение после 1927 г. возглавили митрополиты Иосиф (Петровых) и Кирилл (Смирнов), архиепископы Феодор (Поздеевский), Андрей (Ухтомский), Серафим (Самойлович), епископы Виктор (Островидов), Алексей (Буй) и др. Вокруг них сформировались движения «иосифлян», «даниловев», «андреевцев», «буевцев» и др., состоявшие из части архиереев, духовенства и мирян, не признавших «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г. о лояльности церкви по отношению к советской власти. Однако, как указывает историк Алексей Львович Беглов (род в 1974 г.), легальные «оппозиционеры» Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) не были редкостью. Например, «иосифляне» часто старались действовать в рамках зарегистрированных приходов. С 1928 по 1931 гг. в Харькове легально окормлял свою паству «иосифлянский» епископ Павел (Кратиров). В 1930 гг. легальные иосифлянские храмы, по данным М.В. Шкаровского, существовали в Воткинской, Вятской, Казанской епархиях. В самой Казани их было шесть. По его же подсчётам, в конце 1920 гг. к «непоминающим» митрополита Сергия присоединился 61 легальный приход Ленинградской епархии, в том числе 23 в Ленинграде. В Москве последний легальный «непоминающий» храм был закрыт в 1933 г., а в Ленинграде такой же приход продолжал действовать до 1943 г. С другой стороны существовали нелегальные «сергианские» общины. Протоиерей Глеб Александрович Каледа, восемнадцать лет совершавший подпольное священническое служение, находясь в юрисдикции Русской православной церкви Московского патриархата, писал: «Храмы закрывались, но появлялись катакомбные церкви. Они были двух типов: одни не признавали местоблюстительства митрополита Сергия, а другие признавали, а сам митрополит Сергий одной рукой подписывал свои декларации, а другой рукой посвящал ставленников для подпольных храмов». В 1930 гг. произошло очень сильное изменение состава катакомбников. Если в конце 1920 гг. в подполье находились лишь «истинно-православные» и часть иосифлян, то теперь они стали составлять меньшинство. В 1930 гг., в результате закрытия большинства православных храмов, самую многочисленную часть катакомбников составили верующие, никогда не порывавшие с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). Они оказались в подполье потому, что открытое совершение религиозных обрядов оказалось невозможным. В «катакомбы» были вынуждены уйти и умеренные группы «непоминающих». Экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенскиий) свидетельствовал о большом числе катакомбных общин, лояльных Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому).

 



 
PR-CY.ru