КАТАКОМБНАЯ ЦЕРКОВЬ

КАТАКОМБНАЯ ЦЕРКОВЬ (катакомбники) – собирательное название части православного духовенства и православных мирян, общин, монастырей, братств и т.д., которые в 1920 гг. в силу различных причин прекратили отношения с Московским патриархатом из-за его сотрудничества с советскими властями и перешли на нелегальное (как у первых тайных христиан) положение. В узком смысле под понятием «катакомбная церковь» понимают не просто нелегальные общины, а общины, отвергшие после 1927 г. подчинение Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), и находившиеся на антисоветских позициях. В таком значении (с положительной коннотацией) этот термин был популяризирован Русской православной церковь за границей сначала в русском зарубежье, а потом и в СССР путём отправки туда нелегальной литературы. В качестве синонима «катакомбной церкви» в этом значении используется и термин «Истинно-Православная церковь» (ИПЦ), но как отмечает историк Михаил Витальевич Шкаровский (род в 1961 г.): «Катакомбность Церкви не обязательно означает её непримиримость. Этот термин охватывает всякую неофициальную и поэтому не контролируемую государством церковную деятельность». Организационно «катакомбные» общины, как правило, не были связаны (организации существовали лишь на бумаге, в делах НКВД). Поэтому говорить об общей идеологии движения исследователям трудно. В подполье находились как общины, вполне лояльно относившиеся к Московскому патриархату, но не имевшие возможности зарегистрироваться и собираться легально, так и те, кто считал, что пришла власть антихриста, по духу, и с официальной церковью не может быть никакого контакта. Несмотря на отсутствие общей идеологии и какой-либо организации, подполье существовало – как религиозная общность и характерная субкультура. Кроме того, в «катакомбах» пребывали и неправославные движения: протестанты, иудеи, мусульмане, а с 1946 г. – и украинские униаты, однако термин «катакомбное движение» получил распространение в публицистической, в мемуарной и отчасти в исторической литературе только применительно к православной церкви, включая близкие к ней по традиции религиозные группы. Первые тайные православные общины появились в советской республике уже вскоре после Октябрьской революции – в 1918 г., вслед за выходом январского воззвания патриарха Тихона, который предал анафеме гонителей церкви. Ярко проявившее себя в годы гражданской войны крестьянское повстанчество в России возникло во многом на религиозной почве. Возникновение обновленчества как господствующего течения весной 1922 г. стало основной причиной появления тайных церквей, где службы проходили нелегально, уже в значительной части районов страны. Ушли в «катакомбы» также выступавшие против изъятия церковных ценностей и «ревнители» православия, вошедшие в конфликт с патриархом Тихоном и Петроградским митрополитом Вениамином (Казанским), которые соглашались на заключение компромиссов с безбожной властью. Практическим создателем сети нелегальных приходов и монастырей выступила влиятельная даниловская группа архиереев («непоминающих»), возглавляемая Волоколамским архиепископом Феодором (Поздеевским).

 



 
PR-CY.ru