КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ - Страница 9

Притворившись мусульманами, они вошли в Большую мечеть и во всеуслышание заявили, что истинная вера заключается в Евангелии, а последователи лжепророков обречены на вечные муки. Оскорблённые мусульмане попытались совершить самосуд, но присутствовавший в мечети кади остановил их и велел взять исповедников под стражу. Рогелия и Сервиодео приговорили к исключительно жестокому наказанию – им отрубили руки и ноги и только после этого обезглавили (16 сентября 852 г.). Правление эмира Мухаммада I (852–886 гг.) началось в относительно спокойной обстановке, но к лету 853 г. положение снова осложнилось. В Кордову, чтобы учиться в одной из церковных школ, прибыл Фандила, уроженец города Акци (ныне Гуадикс, провинция Гранада); он жил в Табаносе, а впоследствии стал пресвитером в монастыре Пинна-Меллария. Явившись к судье, он исповедал Христа и заявил, что ислам – ложное и безнравственное учение (Фандила был казнён 13 июня 853 г.). 14 июня состоялась казнь трёх мучеников. Пресвитер Анастасий, по мнению исследователей уроженец Кордовы, учился при церкви святого Ацискла и затем жил в монастырях. Монах Феликс, по происхождению бербер, родился в Комплуте (ныне Алькала-де-Энарес), по неизвестным исследователям причинам оказался в Астурии, где принял христианство и стал монахом, а позднее прибыл в Кордову. Когда весть о казни монахов достигла Табаноса, юная монахиня Дигна, давно стремившаяся к мученическому подвигу, явилась к судье, выступила с хулой в адрес мусульманской веры и была приговорена к смерти. 15 июня казнили Бенильду, пожилую матрону из Кордовы. Исследователи полагают, что именно эти исповедания Кордовских мучеников, повлекшие за собой их казни, побудили эмира Мухаммада отдать приказы о смещении христиан, занимавших придворные должности, и о разрушении церквей, построенных после арабского завоевания. Среди этих церквей был монастырь Табанос, который мусульмане считали убежищем христианских «фанатиков». Монахини, которые жили в Табаносе, поселились в городе, при церкви святого Киприана. Среди них была Колумба, сестра Мартина и Елизаветы, основателей и руководителей Табаноса. Она происходила из знатной мосарабской семьи и была воспитана в роскоши, но отказалась от выгодного брака и предпочла удалиться в семейный монастырь, где вела строгую жизнь. После разорения Табаноса Колумба стала готовиться к мученичеству, проводя дни и ночи в посте и молитвенных бдениях. Она исповедала Христа перед судьёй и затем перед «советом сатрапов» во дворце и была казнена 17 сентября 853 г. Колумбу похоронили в церкви святого Евлалии в селении Фрагеллас близ Кордовы. Примеру мученицы решила последовать юная монахиня Помпоза, происходившая из богатой кордовской семьи; она с детства жила в основанном её родителями монастыре Пинна-Меллария и отличалась усердием в изучении Священного Писания. Несмотря на уговоры других монахинь, Помпоза отправилась в Кордову, в присутствии судьи хулила мусульманского пророка Мухаммада и была осуждена на смерть (19 сентября 853 г.); её похоронили рядом с Колумбой в церкви святой Евлалии. После гибели Колумбы и Помпозы количество христиан, исповедовавших свою веру перед мусульманами, сократилось. Пресвитер Абундий из селения Ананеллос, расположенного в горах близ Кордовы, по словам Евлогия, стал жертвой коварства «язычников».

 



 
PR-CY.ru