КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ - Страница 2

Основная тема сочинения «Оправдание мучеников» («Liber apologeticus martyrum»), написанного вскоре после казни мучеников Рудерика и Саломона (13 марта 857 г.), – апология христиан, которые мужественно исповедали истинную веру и обличили нечестие мусульман. В трактат включено краткое полемическое жизнеописание Мухаммада, представленного ересиархом, обманщиком, лжепророком и безнравственным человеком. По словам Евлогия, он обнаружил это сочинение в монастыре Лейре (исследователи полагают, что оно было написано в Южной Испании на рубеже VIII и IX вв.). О некоторых Кордовских мучениках сообщается также в письмах Евлогия, адресованных св. Павлу Альвару (ум. после 859 г.), св. Бальдеготоне (впоследствии принявшей мученическую смерть) и епископу Памплоны Вилиесинду. Знатный кордовский мосараб Павел Альвар, друг Евлогия, также посвятил несколько сочинений защите Кордовских мучеников и полемике с мусульманами. Его основной трактат на эту тему – «Путеводное сияние» («Indiculus luminosus»; 854 г.), в котором он сначала опровергает доводы христиан, критиковавших действия мучеников, а затем излагает христианскую точку зрения на ислам в форме толкования ветхозаветных пророчеств об антихристе в «Книге Даниила» и описания чудовищ Левиафана и Бегемота в «Книге Иова». После гибели Евлогия Павел Альвар составил Житие с целью оправдать действия друга: по его словам, святой мужественно противостоял мусульманским властям, жестоко притеснявшим христиан. По мнению исследователей, святые Евлогий и Павел Альвар следовали примеру своего учителя, аббата Спераиндео, составившего описание гибели мучеников Иоанна и Адульфа (не сохранилось), а также полемический трактат против ислама, выдержку из которого Евлогий привёл в «Памятной книге святых». В этом фрагменте Спераиндео критиковал мусульманское верование, что на небесах праведникам будут дарованы прекрасные девы для наслаждений, и сравнивал рай, описанный в Коране, с публичным домом. Представления об исламе как о религии, которая поощряла нравственную распущенность, получили развитие в трудах святых Евлогия и Павла Альвара; исследователи полагают, что они восходили к сочинениям ближневосточных полемистов, в том числе Иоанна Дамаскина. Сохранилось письмо Спераиндео Павлу Альвару с критикой ереси антитринитариев (возможно, адопциан), которые отрицали божественность Христа и, таким образом, были близки к учению ислама. Продолжателем трудов святых Евлогия и Павла Альвара исследователи считают Самсона (ум. в 890 г.), аббата монастыря Пинна-Меллария, автора сочинения «Книга в защиту веры» («Апологетик»; 864 г.). Самсон критиковал представителей мосарабской элиты, угождавших мусульманским властям и пренебрегавших интересами христиан. Так, комит Серванд притеснял христиан и тем самым вынудил некоторых из них отступить от Христа и принять ислам. Самсон резко критиковал ислам и образ жизни мусульман, считая характерными для них алчность, жестокость и безнравственность. По его мнению, нравственная распущенность, царившая при дворе кордовского эмира, оказывала негативное влияние на христиан, которые стремились подражать мусульманам и перенимали их дурные обычаи. Сочинения святых Евлогия, Павла Альвара и Самсона исследователи считают важнейшими источниками сведений о жизни христиан Андалуса в IX в.

 



 
PR-CY.ru