КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ - Страница 3

Сведения о некоторых Кордовских мучениках сохранились в сказании монаха Аймоина из аббатства Сен-Жермен-де-Пре в Париже о перенесении мощей мучеников Георгия, Аврелия и Наталии. В основу сказания были положены рассказы монахов Узуарда и Одиларда, доставивших реликвии из Кордовы в Париж. Согласно Аймоину, аббат Хильдуин II послал монахов в Испанию за мощами св. Винцентия, но по пути им стало известно, что святыню вывезли в Италию. После прибытия в Барселону монахи узнали от аристократа Сунифреда о гонении на христиан в Андалусе и о мучениках, принявших смерть за веру. В марте 858 г. Узуард и Одилард прибыли в Кордову, где встретились с пресвитерами Евлогием и Самсоном (впоследствии аббат Пинна-Мелларии). Евлогий поведал франкским монахам о страданиях Кордовских мучеников, но кордовские клирики отказались передать их мощи. Монахи обратились к епископу Саулу, который уговорил насельников Пинна-Мелларии отдать им останки мучеников Георгия, Аврелия и Сабиготоны (Наталии), пострадавших в 852 г. и похороненных в монастыре. Ночью, втайне от мусульман, монахи разобрали алтарь, воздвигнутый над могилой мучеников, и обнаружили под ним мощи Георгия, Аврелия (кроме головы) и череп Сабиготоны. Исследователи полагают, что Евлогий составил для Узуарда и Одиларда сказание об этих мучениках, текст которого сохранился в рукописи IX в. из аббатства Сен-Жермен-де-Пре. В мае 858 г. монахи покинули Кордову с войсками эмира, выступившими для подавления мятежа в Толете (ныне Толедо), и через Сарагосу и Барселону вернулись в королевство западных франков. По дороге от мощей мучеников совершались чудеса. В октябре 858 г. Узуард и Одилард присоединились к другим монахам Сен-Жермен-де-Пре, которые укрылись от викингов в Эмане (департамент Сена и Марна). Запись о прибытии мощей Кордовских мучеников была внесена в Сен-Бертенские анналы. По повелению короля Карла Лысого некий Манцион, как полагают исследователи, клирик, служивший в королевской канцелярии, посетил Испанию и проверил достоверность сведений о Кордовских мучениках. Манцион сообщил, что в Кордове продолжались гонения на христиан: он лично присутствовал при казни двух девочек-сестёр. Исследователи полагают, что Манцион также доставил в королевство франков известие о гибели Евлогия, казнённого 11 марта 859 г. Вернувшись из Кордовы, Узуард приступил к составлению Мартиролога, включив в него дни памяти некоторых Кордовских мучеников: Соломона (8 февраля), Илии, Павла и Исидора (17 апреля), Перфекта (18 апреля), Секундина (21 мая), Исаака (3 июня), Петра, Авенция, Иеремии и других трёх мучеников (7 июня), Абундия (8 июня), Фандилы (13 июня); Павла (20 июля), Леовигильда и Христофора (20 августа), Георгия, Аврелия, Феликса, Наталии и Лилиозы (27 августа), Эмилы и Иеремии (17 сентября), Евлогия (20 сентября), Адульфа и Иоанна (27 сентября), Флоры и Марии (24 ноября). Мосарабская традиция почитания Кордовских мучеников получила отражение в Кордовском календаре (середина X в.), составленном, по мнению исследователей, Рецемундом (Ибн Заидом) на основе арабского календаря Ариба ибн Саида аль-Куртуби. Рецемунд, уроженец Кордовы, был секретарём халифов Абд ар-Рахмана II и аль-Хакама II; в 953 г. он возглавил посольство к германскому королю Оттону I и впоследствии был возведён на епископскую кафедру в Эльвире.

 



 
PR-CY.ru