КУТБЕРТ - Страница 13

Первоначально Кутберт завещал похоронить себя на острове Фарн, но по настоянию монахов разрешил устроить могилу в церкви св. Петра на острове Линдисфарн. Тело Кутберта, обёрнутое драгоценной тканью, поместили в каменный саркофаг, подаренный ему неким аббатом Куддой (его исследователи готовы отождествить с Куддой, который, согласно Житию Вильфрида, был приближённым короля Освиу и впоследствии стал монахом на Линдисфарне). Гробницу установили справа от алтаря. Вскоре начали распространяться истории о посмертных чудесах святого. Так, земля, орошённая водой, которой омывали перед погребением тело святого, помогла исцелить мальчика, одержимого злыми духами. Преемник Кутберта Эадберт, епископ Линдисфарна (688–698 гг.), велел покрыть деревянную монастырскую церковь свинцом, возможно, из почтения к мощам святого. 20 марта 698 г., в годовщину кончины Кутберта, с одобрения епископа Эадберта были открыты мощи святого, оказавшиеся нетленными. Это обстоятельство способствовало распространению почитания Кутберта. Мощи обернули в свежую ткань и поместили в резную деревянную раку (theca), украшенную изображениями Христа, архангелов, апостолов, Богородицы с Младенцем и символами евангелистов. Изображения были подписаны: часть – рунами, часть – латинским письмом (фрагменты раки, обнаруженные при обследовании останков Кутберта в 1827 и 1899 гг., являются уникальным памятником англосаксонской резьбы по дереву; ныне хранятся в музее при соборе Дарема). Раку с мощами Кутберта. установили в той части монастырской церкви, которая была доступна для паломников. 6 мая 698 г., вскоре после открытия мощей, епископ Эадберт скончался и был похоронен в старом саркофаге Кутберта. В Анонимном Житии и в Житиях, составленных Бедой Достопочтенным, сообщается об исцелениях от мощей святого и его «вторичных» реликвий (волос, ткани, в которую было обёрнуто тело Кутберта, его обуви). Особым почитанием пользовалась часовня Кутберта на острове Фарн, где продолжали жить отшельники: Этельвальд (ум. в 699 г.), также почитавшийся как святой, и Фельгильд (ум. после 721 г.). Почитание Кутберта получило развитие при епископе Эадфрите (698 – около 721 гг.), которому были посвящены Анонимное Житие и прозаическое Житие, составленное Бедой Достопочтенным. Согласно колофону Х в., Эадфрит собственноручно изготовил в честь Бога и Кутберта богато украшенную рукопись, так называемое Линдисфарнское Евангелие, которое считается шедевром англосаксонского книжного дела (см. ст. Ирландия). Однако существуют сомнения в достоверности колофона (исследователи полагают, что рукопись была создана ближе к середине VIII в. и не на Линдисфарне). В 793 г. монастырь Линдисфарн был разграблен викингами во время их первого крупного набега на Британию (это событие условно считают началом эпохи викингов в Западной Европе). Современные событию источники не сообщают о судьбе мощей Кутберта, но, по мнению исследователей, они не пострадали. Согласно «Истории о св. Кутберте», из-за опасности новых набегов при епископе Эгреде (830–845 гг.) мощи Кутберта на время были перенесены в Норем на реку Туид (графство Нортамберленд).

 



 
PR-CY.ru