КУТБЕРТ - Страница 12

Путешествие Кутберта в Карлайл, скорее всего, как полагают исследователи, было связано с походом короля Эгфрида против пиктов, от которого святой безуспешно пытался отговорить короля. Кутберт находился в Карлайле вместе с Иурминбургой, второй женой Эгфрида (её сестра была аббатисой монастыря в Карлайле), когда он чудесным образом узнал о поражении и гибели её мужа в битве при Нехтансмере (20 мая 685 г.; место достоверно не локализовано, по мнению исследователей, ныне селение Дунахтон в области Хайленд, Шотландия). Святой посоветовал Иурминбурге как можно скорее укрыться в «королевском городе» (следующий день был воскресным, и путешествия в соответствии с ранними ирландскими и англосаксонскими церковными обычаями были запрещены). «Королевский город», скорее всего, как полагают исследователи, Бамборо, где находилась основная резиденция королей Берниции, а затем и всей Нортумбрии. Кутберт обещал последовать за королевой после того, как завершит обряд освящения церкви. Спустя некоторое время святой вновь посетил Карлайл для рукоположения пресвитеров. Там он встретился с другом, отшельником Херебертом, который жил на острове на озере Деруэнт-Уотер (графство Камбрия), и пообещал, что тот скончается в тот же день и час, что и святой. На территории Хексемского диоцеза находился женский монастырь в устье реки Тайн, где Кутберт гостил у «благороднейшей» аббатисы Верки, принадлежавшей, по мнению исследователей, к королевскому роду. Когда святому предложили на выбор выпить вина или пива, он попросил воды, а затем передал недопитый кубок священнику из своей свиты. Попробовав воду, тот обнаружил, что она приобрела вкус прекрасного вина. Верка подарила Кутберту ценную ткань (sindon, возможно, шёлк), которую святой отказался носить при жизни, но завещал обернуть в неё своё тело при погребении. В Житиях также описываются чудеса, совершённые Кутбертом в местах, которые не поддаются однозначной локализации: в Кинтисе (предположительно область между Хексемом и Карлайлом) святой исцелил жену Хеммы, приближённого короля Альдфрита, в Бедесфелде исцелил некую монахиню, а в Медилвонге – младенца, предсказав, что никто из его родных не умрёт от эпидемии. Сведения, приведённые в ранних источниках, не позволяют исследователям дать характеристику деятельности Кутберта как епископа. Исследователям неизвестно, пытался ли он принять какие-либо меры по упорядочиванию церковной жизни в Нортумбрии, отличавшейся крайней нестабильностью из-за борьбы различных партий. По мнению исследователей, Кутберт был в большей степени аскетом и проповедником, чем церковным администратором. В отличие от Вильфрида, Бенедикта Бископа и других современников он не был активным сторонником укрепления римского влияния на церковь в Нортумбрии, не занимался строительством храмов, не проявлял интереса к приобретению рукописей или икон. В конце 686 г. или начале 687 г., отпраздновав Рождество на Линдисфарне, Кутберт сложил с себя епископский сан и заявил, что желает вернуться к отшельнической жизни в предчувствии скорой кончины. Исследователи полагают, что на его решение могла повлиять политическая ситуация в Нортумбрии, изменившаяся после гибели короля Эгфрида и смерти епископа Эаты (685 или 686 г.). Преемник Эгфрида, его единокровный брат Альдфрит, вскоре после восшествия на престол при посредничестве архиепископа Теодора согласился вернуть на Йоркскую кафедру Вильфрида, с которого папа Римский снял обвинения. Отказ Кутберта от кафедры мог быть вызван его стремлением избежать конфронтации с Вильфридом. По свидетельству Беды Достопочтенного, святой провёл в уединении около двух месяцев, тяжело заболел и вскоре скончался. При его кончине присутствовали монахи во главе с Херефритом, аббатом Линдисфарна (в прозаическом Житии Кутберта Беда Достопочтенный привёл подробный рассказ Херефрита о последних днях жизни святого).

 



 
PR-CY.ru