КУТБЕРТ - Страница 16

В 1857 г. группа католиков во главе с пресвитером Дж. Кейли из семинарии Ашо-колледж попыталась выкрасть «подлинные» мощи Кутберта, которые, как они считали, были спрятаны под лестницей в соборе. Они тайно пробрались в храм, но не сумели поднять каменную ступень, под которой якобы находилась реликвия. Среди обнаруженных в раке предметов были золотой нагрудный крест, украшенный гранатами (изготовлен, как полагают исследователи, в Нортумбрии в VII в.); деревянный переносной алтарь, освящённый во имя апостола Петра, инкрустированный серебряными пластинами (деревянная часть датируется VII в., отделка – VIII–IX вв.); литургический гребень из слоновой кости. В раке также находились богослужебные облачения. Согласно описанию Дж. Рейна, мощи Кутберта были обёрнуты в полуистлевшее льняное полотно, под которым было несколько шёлковых предметов: вышитый пояс, стола и два манипула, а также остатки шёлковых далматики и паллия. Эти облачения исследователи датируют между VII и X вв., среди них есть изделия византийских и арабских мастеров. На столе и одном из манипулов вышиты надписи, указывающие, что они были подарены королевой Эльфледой (ум. до 916 г.) Фритестану, епископу Уинчестера (909–931 гг.). Стилистические особенности также указывают на то, что они были изготовлены в Уинчестере в начале X в. Исследователи полагают, что, по крайней мере, некоторые из шёлковых изделий были подарены королями Этельстаном или Эдмундом при посещении ими гробницы Кутберта. В «Истории о св. Кутберте» среди даров Этельстана упоминаются две казулы, альба, стола с манипулом и пояс; среди даров Эдмунда – два «греческих паллия» («pallia Graeca»). Драгоценные ткани упоминал и Реджиналд Колдингемский в рассказе о перенесении мощей Кутберта в 1104 г. Повторное вскрытие могилы Кутберта 1 марта 1899 г. произвёл археолог-любитель, даремский каноник Уильям Гринуэлл, чтобы осуществить анатомическое исследование останков, а также извлечь предметы, оставленные в могиле при предыдущем вскрытии. На этот раз в раскопках принял участие представитель Римско-католической церкви, работы сопровождались пением гимнов и молитв, но католики и некоторые англикане, в том числе Брук Фосс Уэсткотт, епископ Дарема (1890–1901 гг.), выразили недовольство вскрытием мощей. Останки Кутберта были обследованы медиком Генри Стэнли Пламмером, попытавшимся сопоставить их с данными агиографических источников, и 3 марта вновь захоронены на прежнем месте. Из «вторичных» реликвий Кутберта в период Англо-шотландских войн конца XIII – начала XIV вв. особое значение приобрела так называемая хоругвь Кутберта (впервые упоминается в конце XI в.). Она находилась в английской армии, в частности, в сражениях при Фолкерке (1298 г.), Невилс-Кросс (1346 г.) и Флоддене (1513 г.). В последний раз хоругвь упоминалась в источниках в связи с «Паломничеством милости» – прокатолическим восстанием в Северной Англии (1536 г.). С XII в. исследователям известно о хранившихся в Дареме колоколе Кутберта и казуле, якобы снятой с мощей святого в 698 г. В XV – начале XVI вв. на острове Линдисфарн хранились посох, перчатки и пояс святого. В раннее Средневековье почитание Кутберта не ограничивалось общиной Линдисфарна. Исследователи полагают, что важными центрами культа святого были аббатство Мелроз и город Карлайл. Уже в поэме Алкуина о королях, епископах и святых Йорка (вторая половина VIII в.) Кутберт был представлен как покровитель всей Нортумбрии. К XI в. в связи с упадком или исчезновением многих церковных общин Северной Англии почитание Кутберта приобрело ещё большее значение.

 



 
PR-CY.ru