КУТБЕРТ - Страница 18

В древнеанглийском переводе «Церковной истории...» Беды Достопочтенного, выполненном в годы правления Альфреда Великого, главы о Кутберте воспроизведены почти без купюр, хотя в других частях перевод значительно сокращён. Однако поминовение Кутберта не отмечено в календаре из Псалтири Юния, созданном в 920 гг. в Уинчестере или Кентербери. Почитание Кутберта достоверно засвидетельствовано при дворе короля Этельстана (924/925 – 939 гг.). Летом 934 г., во время похода в Шотландию, король посетил Честер-ле-Стрит, где находилась «община св. Кутберта». Впоследствии король подарил общине рукопись стихотворного и прозаического Житий Кутберта, составленных Бедой Достопочтенным, к которым приложены главы о чудесах Кутберта из «Церковной истории...» и посвящённые ему литургическое тексты, а также выполненное на континенте иллюминированное Евангелие (около 900 г., по мнению исследователей, написано в Бретани; сохранилось во фрагментах). Среди дополнений, сделанных к рукописи при дворе Этельстана, – гимн с упоминанием Кутберта. В обоих рукописях были миниатюры с изображением короля, подносившего книгу святому (в лондонской рукописи не сохранились, известны исследователям по описаниям). Начиная с последней трети Х в. почитание Кутберта широко засвидетельствовано в Южной Англии. В сакраментариях и миссалах сохранились посвящённые ему литургические тексты (Нью-Минстерский миссал, Миссал Роберта из Жюмьежа), его имя включено в литании святых. С конца IX в. в английских календарях наряду с основным днём памяти Кутберта (20 марта) появляется праздник перенесения мощей святого (4 сентября; исследователям неясно, с каким из перенесений мощей связан этот праздник). Согласно первой версии перечня мест упокоения английских святых (Secgan A, создан не позднее середины IX в.), мощи Кутберта находились в Уббанфорде (Нореме), согласно поздней редакции (Secgan B, создан после 1013 г.) – в Дареме. Почитание Кутберта в Англии достигло апогея в XII в. Рассказы о его жизни и посмертных чудесах занимают важное место в сочинениях крупнейших хронистов этого времени (Уильяма из Малмсбери, Генриха Хантингдонского, Элреда из Риво и др.). Реджиналд Колдингемский называл Кутберта одним из трёх главных святых Англии наряду с королём мучеником Эдмундом и аббатисой Этельтритой, чьи мощи также считались нетленными. Дарем оставался важным местом паломничества до Реформации, но с конца XII в. находился в тени Кентербери, где широко почитался католический святой Фома Бекет. Исследователям известны 135 церквей, посвящённых Кутберту в Англии (главным образом, в северной части страны). В Шотландии, особенно в приграничных с Англией регионах, почитание Кутберта, по мнению исследователей, возникло ещё в раннее Средневековье. В XII в. шотландские короли пытались оказывать влияние на клириков Дарема. Так, будущий король Александр I был единственным светским магнатом, участвовавшим в перенесении мощей святого в 1104 г. Во время Англо-шотландских войн (конец XIII – XV вв.) в Шотландии сложилось двойственное отношение к почитанию Кутберта. С одной стороны, представители династии Стюартов не были заинтересованы в покровительстве культу английского святого. С другой – часть шотландцев (в том числе представители ряда знатных семей) продолжали почитать Кутберта. Центром культа был приорат Колдингем, дочерняя обитель Дарема (закрыт в 1472–1488 гг.).

 



 
PR-CY.ru