КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА

КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА РПЦ исторически восходит к Сарайской (Сарской) и Подонской епархии Киевской (со второй половины XV в. Московской) митрополии, а также к Коломенской епархии (существовала с середины XIV в. по 1799 г.). Сарайская епископия была основана в 1261 г. митрополитом Киевским св. Кириллом II в Сарае-Бату (ныне Селитренное городище Астраханской области, на реке Ахтуба), столице улуса Джучи (Золотой Орды, по позднейшим русским источникам), с позволения, как полагают исследователи, хана Берке, мусульманина (Евгений Евстигнеевич Голубинский и другие исследователи считали, что Берке был инициатором создания епископии в Сарае). Мнение ряда историков об участии в организации епархии св. князя Александра Ярославича Невского, который был в то время великим князем Владимирским, не подтверждается, но и не опровергается источниками. Первым епископом Сарайским стал хиротонисанный митрополитом Кириллом II во Владимире-на-Клязьме Митрофан (1261–1269 гг.). Сарайский епископ Феогност, хиротонисанный в 1269 г., после оставления Митрофаном кафедры и принятия им схимы, был одновременно епископом Переяславля Южного (как Феогност Переяславский он указан в заголовке соборных правил 1273 г.). Фактически древняя Переяславская епископия (см. Переяславская и Бориспольская епархия) и новоучреждённая Сарайская были объединены в одну епархию. Исследователи полагают, что это произошло уже при поставлении Митрофана. По мнению Арсения Николаевича Насонова, в 1261 г. «в Сарай был перенесён центр южной [Переяславской] епископии». Это произошло в том же году, что и восстановление Византийской империи Михаилом VIII Палеологом (хан Берке был женат на незаконнорождённой дочери императора Михаила), и, вероятно, вследствие этого события. Данное обстоятельство, а также близость Сарайского епископа к ханскому двору, по мнению исследователя, указывают на то, что «Сарайский епископ явился... лицом, которому в качестве представителя русской иерархии было поручено непосредственно сноситься с Византией, выполнять обязанности посредника между Царьградом и Русской митрополией». О важной международной посреднической функции Сарайской епархии в то время свидетельствуют несколько поездок в Константинополь, предпринятых епископом Феогностом (в 1269–1276, 1276 и 1278/1279 гг.). В 1275/1276 г. Сарайский епископ был в Константинополе с дипломатической миссией от имени митрополита Кирилла и хана Менгу-Тимура. Сохранились ответы Константинопольского патриарха Иоанна XI Векка и Синода от 12 августа 1276 г. в соборе Святой Софии на вопросы Сарайского епископа Феогноста («Памятники древнерусского канонического права»). Дипломатическая функция Сарайской кафедры, по мнению исследователей, сохранялась и позднее, хотя и не в том объёме, что во второй половине XIII в. Так, в 1354 г. Константинопольский патриарх Филофей Коккин получил рекомендательную грамоту русских епископов о святителе Алексии через Сарайского епископа, вероятно, доставившего её в Царьград («Памятники древнерусского канонического права»). Епископ Сарайский Исмаил вместе с Владимирским епископом Симеоном способствовал примирению русских князей в 1296 г. («Полное собрание русских летописей», том 6, выпуск 1).

 



 
PR-CY.ru