КРЕМЕНЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

КРЕМЕНЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Тернопольской и Кременецкой епархии УПЦ, находится в городе Кременец Тернопольской области (Украина). Основан как мужской в 1636 г. православными дворянами хорунжим Даниилом Ело-Малинским и чашником Лаврентием Древинским по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) и с разрешения польского короля Владислава IV Вазы. Это событие стало возможным после подписания новым королём Речи Посполитой в 1633 г. пунктов «для успокоения людей греческой религии». Новая обитель стала резиденцией кременецкого Богоявленского братства, основанного вместе с Кременецким в честь Богоявления монастырём для противодействия распространению унии на Волыни. При братстве существовали школа и богадельня, с 1638 г. работала типография. Среди первых изданий известны «Грамматика албо писменница славянского языка» (1638 г.) и «Синод в року 1638 в церкви кафедральной Луцкой отправленный», к которому было присоединено полемическое сочинение епископа Сильвестра (Косова) «О семи Таинствах». Но около 1650 г. типография была упразднена. Братчикам в лице основателей разрешалось покупать в городе и окрестностях земли и здания, заниматься просвещением. Главную деятельность насельники Кременецкого в честь Богоявления монастыря направили на противодействие развитию и влиянию в городе униатской церкви, впервые появившейся в Кременце в 1630 г., после постройки городским старостой, отпавшим от православия князем Янушем Константиновичем Вишневецким, Свято-Духовской церкви, подчинённой униатскому Владимир-Волынскому епископу. К тому же с 1530 г. здесь активно действовал францисканский монастырь, основанный на средства польской королевы Боны Сфорцы, второй супруги Короля Сигизмунда I. В 1644 г. Кременецкий в честь Богоявления монастырь получил значительное пожертвование от дворянина Максимилиана Люли, который выкупил в пользу обители у мещанина Гавриила Поповника за 1 тыс. злотых «дом и грунты». Земли, согласно записи в градских книгах от 14 ноября 1644 г., располагались в самом центре города: от рынка до городского вала с одной стороны и от имений позже возникшего иезуитского костёла до самого монастыря – с другой. На содержание «шпиталя (богадельни) для людей уломных местных Кременецких русских» основателем братства Лаврентием Древинским в духовном завещании была записана часть дохода с его имений в сёлах Пашины, Пулганов и Кокоров Волынского воеводства. На протяжении второй половины XVII в., когда местные представители дворянских фамилий отошли от православия, Кременецкий в честь Богоявления монастырь стал постепенно утрачивать просветительское значение, уменьшались и материальные ресурсы обители. Последний этап в существовании православного Кременецкого в честь Богоявления монастыря начался в 1701 г. Князь Януш Антоний Вишневецкий пригласил членов иезуитского Ордена, находившегося при Свято-Духовской церкви, в непосредственной близости от обители. Иезуиты при поддержке щедрых жертвователей начали активную деятельность против Богоявленского братства с целью перевода его членов в унию.

 



 
PR-CY.ru