КОЛЛОКВИУМЫ - Страница 10

Согласно протестантским богословам, истинная церковь обладает тройственным авторитетом по отношению к Священному Писанию: 1) она подтверждает апостольское происхождение книг Священного Писания и отличает их от сочинений, ложно приписанных апостолам (апокрифов); 2) она имеет власть толковать Священное Писание и толкует его истинно, однако лишь в том случае, если её толкования опираются на контекст самого Священного Писания и консенсус ранней апостольской традиции; 3) она вправе формулировать на основании Священного Писания вероучительные положения, принятие которых обязательно для всех членов церкви. Однако, по заявлению протестантов, авторитет церкви не тождествен совокупному авторитету членов церкви, поэтому церковные Соборы, являющиеся собранием тех или иных живых членов церкви, не обладают безусловным авторитетом; поскольку на Соборах может быть больше нечестивых людей и заблуждающихся еретиков, чем истинных благочестивых членов церкви, любой Собор может заблуждаться. Признав, что по данному разделу согласие не было достигнуто, 4 мая 1541 г. участники коллоквиума обратились к обсуждению разделов 10–17 «Вормсской книги», в которых предлагалось учение о таинствах в целом и о каждом из принимаемых католической церковью семи таинств в отдельности. Без возражений обеими сторонами были приняты общее определение таинства как «видимого знака невидимой благодати Бога», при совершении которого происходит реальное внутреннее воздействие Божественной силы на человека, а также разделы о крещении и о рукоположении. Протестанты согласились принять также разделы о таинствах конфирмации, последнего помазания и брака, однако сделали оговорку, что они являются «не необходимыми, но полезными и спасительными священными символами, предназначенными для поддержки и исцеления человеческой немощи», и настояли на включении в протоколы замечания о том, что они согласны принять связанные с этими таинствами обряды лишь после того, как из них будут устранены суеверные злоупотребления. При рассмотрении таинства покаяния (раздел 15) протестанты согласились в целом признать допустимость практики частной исповеди, однако наряду с этим сформулировали дополнительный артикул, в котором утверждали, что перечисление на исповеди всех грехов не является необходимым для их прощения, поскольку от кающегося требуется лишь внутреннее общее сокрушение о совершённых грехах и искреннее раскаяние в них. Кроме того, протестанты заявили, что внешние удовлетворения, приносимые за грехи, а также церковные наказания не связаны напрямую с прощением грехов и очищением человека от вины за грехи, но являются исключительно средствами церковной дисциплины. Наиболее сильные разногласия и продолжительные споры были связаны с разделом о таинстве евхаристии (раздел 14). В «Вормсской книге» была предложена компромиссная формулировка, в целом совпадающая с учением Виттенбергского согласия (1536 г.), принятого лютеранами и некоторыми другими немецкими и швейцарскими протестантами: «После освящения истинное Тело и истинная Кровь Господа истинно и сущностно (substantialiter) присутствуют и приемлются верующими под видом Хлеба и Вина». Однако по настоянию Г. Контарини к этой формулировке было добавлено разъяснение, которое протестанты принять не могли: «Это означает, что Хлеб и Вино раздаются верующим после того, как они преложились (transmutatis) и пресуществились (transsubstantiatis) в Тело и Кровь Господа».

 



 
PR-CY.ru