КОЛЛОКВИУМЫ - Страница 3

С содержательной точки зрения появление коллоквиумов как средства обсуждения религиозных проблем стало возможным после того, как протестантское богословие начало складываться в качестве цельной системы взаимосвязанных религиозных идей. Ранняя полемика между католическими богословами и лидерами протестантизма разворачивалась вокруг отдельных актуальных богословских тем и не имела систематического характера. Католические и протестантские полемисты нередко уделяли намного больше внимания личным нападкам и риторическим упрёкам, чем строгим богословским рассуждениям. В конце 1520 – начале 1530 гг., отстаивая право на религиозную свободу в переговорах со светскими властями, лидеры немецкого протестантизма были вынуждены чётко сформулировать основные тезисы протестантского богословия и последовательно указать на существенные пункты расхождения между католицизмом и протестантизмом. Наиболее значимой вехой на этом пути была выработка Аугсбургского исповедания (1530 г.), в котором протестантское вероучение излагалось в 28 положениях, охватывавших весь идейный спектр христианского богословия. Поскольку богословские оппоненты протестантизма, в том числе Иоганн Экк, признали, что ряд положений Аугсбургского исповедания согласны с католическим вероучением, а другие тезисы не являются однозначно еретическими и нуждаются в обсуждении и уточнении, некоторые присутствовавшие на Аугсбургском сейме (1530 г.) европейские и германские князья, допускавшие возможность достижения религиозного согласия в процессе богословского диалога, выступили с инициативой проведения консультаций между католическими и протестантскими богословами. Отвечая на настоятельные просьбы князей, в середине августа 1530 г. император Карл V распорядился образовать специальную комиссию, поставив перед ней задачу «мирно и благочестиво» сравнить и по возможности согласовать богословские позиции протестантов и католиков. В состав комиссии было включено 14 человек; каждая сторона была представлена двумя князьями, двумя юристами и тремя теологами. Со стороны католиков в заседаниях принимали участие: Генрих Младший (1489–1568 гг.), герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский; Кристоф фон Штадион (1478–1543 гг.), епископ Аугсбургский; теологи Иоганн Кохлеус (1479–1552 гг.), Конрад Кох Вимпина (около 1460 – 1531 гг.) и Иоганн Экк. Протестантов представляли: Иоганн Фридрих (1503–1554 гг.), герцог Саксонский (с 1532 г. – курфюрст Саксонский); Георг (1484–1543 гг.), маркграф Бранденбург-Ансбах-Кульмбахский; теологи Филипп Меланхтон (1497–1560 гг.), Иоганн Бренц (1499–1570 гг.) и Эрхард Шнепф (около 1495 – 1558 гг.). Наиболее подробные сведения о работе комиссии сохранились в записках юриста И. Вея (1484-1544), представителя католической стороны. Несколько заседаний комиссии состоялось во второй половине августа 1530 г. При обсуждении 21 положения первой части Аугсбургского исповедания католические члены комиссии придерживались ранее выработанного католическими теологами общего заключения о том, что восемь положений могут быть признаны истинными и не нуждаются в дальнейшем обсуждении. В отношении ещё семи положений протестантские богословы дали разъяснения, после которых католические члены комиссии признали, что эти положения не содержат ложного учения.

 



 
PR-CY.ru