КОЛЛОКВИУМЫ

КОЛЛОКВИУМЫ (от лат. «colloquium» – «собеседование», «переговоры») – принятое в современной исторической науке наименование проходивших в период европейской Реформации религиозных собеседований, участниками которых первоначально были представители католицизма и протестантизма, а впоследствии – также представители различных конфессиональных направлений внутри протестантизма. Религиозные собеседования, объединяемые исследователями под общим названием «коллоквиумы», в источниках XVI–XVII вв. не имеют единого устойчивого наименования. В официальных документах Священной Римской империи и других государственных и церковных актах они обозначаются на немецком языке как «переговоры» («Gespräch»), «обсуждения» («Handlung», «Unterredung»), «собеседования» («Collation»), «диспуты» («Disputation»), на латинском языке – как «собрания» («sуnodus», «conventus»), «совещания» («colloquium»), «соборы» («сoncilium») и т.п. В латинских и немецких источниках этого периода понятия «коллоквиум» («colloquium») и «религиозное собеседование» («Religionsgespräch») употреблялись как в широком и неопределённом значении, служа наименованиями для любых религиозных переговоров и для многочисленных разновидностей публичного обсуждения спорных религиозных вопросов, так и в узком значении, указывая на специальные религиозные совещания, официально созывавшиеся государственными властями. Большинство современных учёных употребляют латинское понятие «коллоквиум» исключительно в узком смысле, тогда как его немецкий аналог «религиозное собеседование» («Religionsgespräch») используется менее строго, нередко сохраняя первоначальное неопределённое значение. В научной литературе XX в. были выделены свойства коллоквиумов, позволяющие объединять их в особую группу и отделяющие их от других форм церковно-общественного обсуждения спорных религиозных проблем: 1) в отличие от церковных Соборов, синодов, совещаний и других собраний коллоквиумы имели не внутриконфессиональный, а межконфессиональный характер; их созыв предполагал признание факта существования, по меньшей мере, двух религиозных общин (церквей), не состоявших в церковном общении, объявлявших о полной административной независимости друг от друга и о наличии между ними разногласий по принципиальным вероучительным вопросам; 2) в отличие от церковных Соборов коллоквиумы созывались не церковными, а светскими властями (императорами Священной Римской империи, королями, князьями и т.д.); их проведение получало формальную санкцию Римских пап лишь в некоторых случаях; 3) целью коллоквиумов в отличие от религиозных диспутов признавалось не определение того, какая из двух альтернативных позиций по некоему вопросу является истинной, но достижение компромиссного богословского консенсуса, на основе которого было бы возможно последующее восстановление христианского церковного единства; 4) предметом обсуждения на коллоквиумах, по большей части, были не церковно-административные разногласия, а богословские и вероисповедные проблемы; 5) каждую из сторон представляли не высшие лица церковной администрации, а наиболее уважаемые и авторитетные духовные лидеры и богословы. Уже в XVI в. наиболее важной отличительной особенностью коллоквиумов признавался их мирный и дружественный характер.

 



 
PR-CY.ru