КОЛЛОКВИУМЫ - Страница 5

Католическая точка зрения на итоги коллоквиума отражена в декрете императора Карла V от 19 ноября 1530 г. В документе подтверждаются все принципиальные пункты католическоего вероучения и отвергаются противоречащие им положения Аугсбургского исповедания, в том числе и часть из тех, в отношении которых теологам ранее удалось достичь компромисса. Запрещая протестантам самовольное изменение содержания вероучения и церковных обрядов, император Карл указывал, что церковное учение должно оставаться неизменным до будущего обсуждения на Вселенском соборе католической церкви. Подобное бескомпромиссное решение императора оказалось созвучным настроению многих радикальных сторонников протестантизма, которые осуждали Ф. Меланхтона и других протестантских участников коллоквиума в Аугсбурге за чрезмерную готовность идти на уступки. Указывая на непреклонность императора, радикальные реформаторы подчёркивали бессмысленность любых переговоров с католиками и призывали протестантских князей единым фронтом выступить против имперской религиозной политики и защитить церковные реформы. Этот призыв был услышан и привёл к формированию Шмалькальденского союза германских протестантов (1531 г.). В 1530 гг. как католики, так и протестанты неохотно вступали в богословские переговоры. Каждая из сторон рассчитывала на то, что законно созванный Вселенский собор католической церкви изменит ситуацию в её пользу и приведёт к церковному единству на выгодных ей условиях. Хотя император Карл V был сторонником скорейшей организации Собора и неизменно требовал его созыва, Римские папы, опасаясь того, что неподконтрольные им заседания Собора приведут к необратимым изменениям в католической церкви, ограничивались лишь декларациями и обещаниями, блокируя все практические меры по организации Собора. После ряда безуспешных попыток силовыми методами заставить протестантских князей вернуться к католицизму император Карл V, нуждавшийся в поддержке протестантов для борьбы с турецкой угрозой, принял решение организовать новые переговоры между католическими и протестантскими богословами. Формально это решение было закреплено во Франкфуртском мирном договоре (Frankfurter Anstand) от 19 апреля 1539 г. В договоре объявлялось о намерении католических и протестантских князей на время прекратить все враждебные действия друг против друга, а также подтверждалось намерение императора способствовать организации представительного религиозного коллоквиума. В апреле 1540 г. император Карл V оповестил протестантских князей о созыве коллоквиума, заседания которого должны были начаться в конце мая в Шпайере, однако из-за эпидемии чумы были перенесены в Хагенау. Императора на коллоквиуме представлял его брат король Фердинанд, эрцгерцог Австрии (с 1556 г. – император Священной Римской империи Фердинанд I). Интересы папы Римского Павла III (1534–1549 гг.) отстаивал нунций Джованни Мороне (1509–1580 гг.), формально не являвшийся участником коллоквиума вследствие непризнания папой Павлом II такой формы религиозных переговоров, однако неформально оказывавший значительное влияние на позицию представителей католической стороны.

 



 
PR-CY.ru