КОЛЛОКВИУМЫ - Страница 2

Так, ведущий католический полемист XVI в. Иоганн Экк (1486–1543 гг.), принимавший участие в нескольких коллоквиумах, противопоставлял диспуты (disputationes) и «мирные собеседования» («amicum colloquium»); он давал положительную оценку коллоквиумам, одобряя их как свидетельство готовности протестантов идти на определённые уступки католикам. На раннем этапе развития реформационного движения в Европе в первой четверти XVI в. одной из основных форм публичного заявления протестантскими лидерами о своём несогласии с теми или иными вероучительными положениями католицизма стал религиозный диспут. По форме религиозные диспуты продолжали традицию средневековых университетских диспутов, однако в отличие от них имели ярко выраженный полемический и публичный характер. Перед диспутом его участники определяли время, место и порядок обсуждения спорных проблем; соглашались относительно экспертов, которые должны были вынести заключение о правоте одного из участников; подготавливали список положений (тезисов), выносимых на обсуждение. Важную роль в организации религиозных диспутов играли светские власти, которые обеспечивали общественный порядок во время диспутов, гарантировали личную безопасность его участникам, а также нередко в зависимости от итогов диспута принимали решение о необходимости проведения церковных реформ на подведомственных им территориях. В 1510–1520 гг. многочисленные диспуты стали одной из основных форм выявления богословских расхождений между католиками и протестантами. Важное значение для формирования протестантского вероучения и популяризации протестантизма имели проходившие при значительном стечении наблюдателей Лейпцигский диспут (1519 г.) Мартина Лютера (1483–1546 гг.) и Андреаса Рудольфа Карлштадта (1486–1541 гг.) с Иоганном Экком, Цюрихские диспуты (1523 г.) Ульриха Цвингли (1484–1531 гг.) и многие другие диспуты. В случае наличия у властей твёрдого желания реформировать церковную жизнь публичные диспуты оказывались удобной формой начала реформационных процессов. Однако постепенно для тех представителей светской власти, которые были противниками церковного разделения и были убеждены в возможности достижения компромисса между католиками и сторонниками церковных реформ, стали очевидны существенные недостатки диспута как формы обсуждения богословских проблем. Поскольку целью диспута было выявление победителя, диспуты заведомо не могли иметь примирительного характера. Учитывая это, сторонники церковного единства стремились, взяв от диспута внешнюю форму обсуждения избранных богословских тезисов, подчинить это обсуждение определённым правилам, которые были призваны гарантировать равноправие участников дискуссии и обеспечивать их совместное движение к достижению согласия. Таким образом, переход от диспутов к коллоквиумам с внешней стороны был вызван признанием светскими властями католиков и протестантов равноправными участниками религиозного диалога. Руководствуясь представлением о необходимости достижения церковного единства, государственные деятели брали на себя организацию переговорного процесса, целью которого было уже не выявление победителей, но достижение максимально возможного сближения противоположных позиций вовлечённых в обсуждение сторон.

 



 
PR-CY.ru