КОЛЛОКВИУМЫ - Страница 8

Предметом обсуждения группы были основные спорные вероисповедные вопросы; М. Буцер в дискуссии опирался не на Аугсбургское исповедание, а на составленные им ранее для протестантов Страсбурга вероисповедные документы и принимал многие предлагаемые ему обтекаемые трактовки вызывавших разногласия пунктов вероучения; со своей стороны Й. Гроппер был готов идти на серьёзные уступки в обрядовых вопросах. Сторонам удалось выработать общие формулировки по всем вопросам, в том числе согласовать учение о спасении и оправдании, а также представления о таинствах и обрядах. По итогам заседаний была составлена «Вормсская книга» («Wormser Buch») – собрание тематически упорядоченных вероучительных положений, которые участники группы считали приемлемыми и для католиков, и для протестантов. Вскоре после завершения работы над «Вормсской книгой», 19 января 1541 г., Н. де Гранвель, несмотря на успешный итог первой серии прений между Ф. Меланхтоном и И. Экком, объявил перерыв в работе коллоквиума и оповестил участников, что его следующие заседания будут проходить в Регенсбурге весной 1541 г. одновременно с имперским сеймом. Причина этого решения, по мнению исследователей, заключалась в том, что Н. де Гранвель и его католические советники считали бесперспективным долгое обсуждение Аугсбургского исповедания, содержание которого не могло быть целиком принято католиками, и рассчитывали, что до возобновления коллоквиума в Регенсбурге М. Буцеру удастся убедить других протестантских теологов поддержать гораздо более компромиссную «Вормсскую книгу». В начале 1541 г. «Вормсская книга» была представлена императору Карлу V и некоторым немецким князьям. Её текст стал также известен М. Лютеру (никак не прокомментировавшему его) и Ф. Меланхтону, который, недовольный тем, что согласованная втайне от него «Вормсская книга» предлагается в качестве альтернативы составленному им Аугсбургскому исповеданию, критически оценивал содержание документа в переписке и оставил на первой странице собственного экземпляра насмешливую пометку: «Государство Платона» («politia platonis»; т.е. умозрительная конструкция, нереализуемая в действительности). 4 апреля 1541 г. в Регенсбурге в присутствии императора Карла V начались заседания имперского сейма; 21 апреля император объявил о возобновлении работы коллоквиума и огласил список назначенных им представителей-теологов для каждой из сторон: протестантов представляли Ф. Меланхтон, М. Буцер и Иоганн Писторий Старший (1504–1583 гг.); католиков – Ю. фон Пфлуг, И. Экк и Й. Гроппер. Ведущую роль при выработке согласованной позиции католических теологов сыграл направленный в Регенсбург в качестве папского легата кардинал Гаспаро Контарини (1483–1542 гг.), епископ Беллуно. Ещё до начала заседаний коллоквиума группа католических участников коллоквиума под руководством Г. Контарини, в которую входили Ю. фон Пфлуг, И. Экк, Й. Гроппер, Н. де Гранвель и советник Г. Контарини теолог Томмазо Бадиа (1483–1547 гг.), обсудила содержание «Вормсской книги» и внесла в неё около двадцати поправок. Несмотря на протесты И. Экка и Ф. Меланхтона, именно версия «Вормсской книги» с поправками была официально объявлена основой для богословских дискуссий коллоквиума, заседания которого возобновились 27 апреля 1541 г.

 



 
PR-CY.ru