«CORPUS IURIS CIVILIS» - Страница 16

В 1628 г. адвокат парламента Ж. Корбен издал «Кодекс Людовика XIII» («Code Louis XIII»). Исследователям известны «кодексы», объединявшие ордонансы Людовика XIV и Людовика XV: «Code Louis XIV», «Code Louis XV». Позже подобная практика распространилась по Европе. В Австрии были изданы «Кодекс Фердинанда Леопольда» («Codex Ferdinandeo-Leopoldinus», 1701 г.; составлен Й.Я. фон Вайнгартеном); «Австрийский Кодекс» («Codex Austriacus», 1704 г.; составлен Ф.А. фон Гваринтом); в Германии – «Кодекс Августа» («Codex Augustus», 1724 г.; составитель Й.К. Люниг), названный в честь польского короля Августа Фредерика I. Такие сборники, хотя и составлялись по инициативе королевской власти, не получили официального характера. Они преследовали задачу дать практикующим юристам удобные и практичные руководства для отправления правосудия, а задача систематизации законодательства ещё не ставилась. Идея собрания права, а не указов или законов получила выражение лишь в «Энциклопедии». «Corpus iuris civilis» становится источником вдохновения и стимулирующим примером утверждения авторитета королевской власти в форме кодификации права. Воспроизводя опыт императора Юстиниана, просвещённые монархи Европы XVIII в. ставят достижения юриспруденции на службу оформления своей власти, закладывая основы национальных государств Нового времени. Имперская идея продолжает жить в великих кодификациях современности как претензия на всеобщий, всемирный масштаб: все они задумывались как значимые обобщения не только национального, но и мирового опыта, были рассчитаны на длительный период действия и мыслились как обобщения, значимые для всех народов, что и открыло им путь к самой широкой, далеко выходящей за национальные рамки рецепции, сделавшей их явлениями мирового значения. С точки зрения развития юридической науки все великие кодификации Нового времени воплощали наивысшие достижения системного подхода к восприятию «Corpus iuris civilis». Вдохновителем научного пересмотра композиции и состава «Corpus iuris civilis» стал трактат Франсуа Отмана (1524–1590 гг.) «Анти-Трибониан» («Antitribonianus sive dissertatio de studio legum, 1574; Antitribonian ou discours d'un grand et renomme jurisconsulte de nostre temps sur l'estude des loix», 1603 г.). В духе гуманистических настроений эпохи автор ставил задачу раскрыть подлинное римское право классического периода, критически относясь к «Corpus iuris civilis». Однако в этой работе впервые дана оценка самого феномена кодификации. Не считая «Corpus iuris civilis» и саму идею Юстинианова собрания удачной, автор призывает к созданию нового кодекса, построенного по научно обоснованной системе. Для Ф. Отмана «Кодекс» – воплощение естественного права, собрание нового рационализированного права, реализация достижений юридической науки, обогащающей и преобразующей опыт Античности. Современный кодекс, по мнению автора, должен выйти за рамки римского права, вобрав в себя всё действующее право. В этом он следует выдающемуся гуманисту Коннану, предложившему новый порядок организации юридического материала, объединяющий римское, каноническое и обычное право, в сочинении «Commentarii iuris civilis libri X» (издано после смерти автора, в 1557 г., с дополнениями Ф. Отмана).

 



 
PR-CY.ru