«КОДЕКС ФЕОДОСИЯ» - Страница 10

Текст «Кодекса Феодосия» сохранился только во фрагментах – не существует рукописи, которая воспроизводила бы его полностью. Однако имеющиеся сведения и источники позволяют исследователям произвести практически полную реконструкцию кодекса. Источником сведений о «Кодексе Феодосия» исследователи называют рукописи, содержащие его различные фрагменты; «Бревиарий Алариха» (или «Римский закон вестготов» – «Lex Romana Visigothorum»), «Кодекс Юстиниана», а также некоторые другие памятники. На Востоке «Кодекс Феодосия» действовал недолгое время и был уже через столетие после издания заменён «Кодексом Юстиниана». Соответственно, помимо «Кодекса Юстиниана», практически не осталось источников восточного происхождения, содержащих тексты «Кодекса Феодосия». В «Кодексе Юстиниана» приводятся тексты «Кодекса Феодосия», однако они подверглись редактированию; некоторые фрагменты конституций «Кодекса Феодосия» были включены непосредственно в тексты императорских постановлений «Кодекса Юстиниана», без сохранения заглавий и подписей (поэтому подобные фрагменты реконструкции не подлежат). Помимо «Кодекса Юстиниана» некоторые сведения о текстах «Кодекса Феодосия» сохранились в других источниках восточного происхождения, в частности, в папирусах. Ссылки на «Кодекс Феодосия» есть в рукописи; в греческих переводах и комментариях к «Юстинианову Своду», фрагменты которых приведены в «Василиках» и схолиях к ним и показывают, что тексты «Кодекса Феодосия» были известны юстиниановским юристам. Однако, в основном, текст «Кодекса Феодосия» сохранился в западной традиции, поскольку на Западе он гораздо дольше имел правовое значение, особенно в составе других правовых сборников, прежде всего, «Бревиария Алариха». Важнейшие рукописи, в которых воспроизводится непосредственно текст «Кодекса Феодосия»: парижская содержит почти полный текст шестой, седьмой и восьмой книг; ватиканская –  весь текст книг с девятой по шестнадцатую, за исключением лакуны в середине книги 16; «Туринский кодекс» («Fragmenta Taurinensia») – фрагменты книг с первой по шестую, с восьмой по одиннадцатую, а также тринадцатую, четырнадцатую и шестнадцатую («Туринский кодекс» погиб в пожаре 1903 г.; П. Крюгер успел опубликовать его в 1880 г.). Рукопись из гимназии города Хальберштадта включает императорские конституции из книг 12 и 14. Ватиканская рукопись – фрагменты книг 14, 15 и 16. В другой рукописи наряду с сочинениями Цицерона и «Институциями Юстиниана» приводится текст «Протокола заседания римского сената о публикации “Кодекса Феодосия”» («Gesta senatus Romani de Theodosiano publicando»), постановление о конституционариях (constitutio de constitutionariis – постановление Валентиниана III от 443 г.),

 



 
PR-CY.ru