«КОДЕКС ФЕОДОСИЯ» - Страница 14

Права и привилегии клириков регламентируются в деталях. Клирики освобождаются от различного рода повинностей и налогов. Им предоставляется привилегия подсудности (privilegium fori – дела с их участием относятся к компетенции церковных судов). Устанавливаются критерии доступа в сословие клириков, в основном, имущественные: состоятельные лица должны были становиться членами городских курий и нести повинности декурионов, от которых клирики были освобождены. Второй титул книги 16 аналогичен первому титулу книги 12 «De decurionibus» в том смысле, что и в том и в другом случае регламентируется доступ в соответствующее сословие, а принадлежащие к нему лица наделяются определёнными правами и привилегиями. Особое внимание в книге 16 уделяется ересям и еретикам (различие между еретиками и раскольниками не проводится). Им посвящено 66 фрагментов пятого титула, семь текстов шестого титула, конституция 24 десятого титула и вторая – 11-го. Упоминаются еретики и раскольники самых различных толков: ариане, донатисты, евномиане, манихеи, монтанисты, несториане, новациане и др. По отношению к еретикам применялись такие меры, как запрет проводить религиозные собрания; конфискация храмовых зданий и мест проведения религиозных мероприятий; изгнание клириков – сторонников ереси из крупных (или любых) городов; ограничение активной и пассивной завещательной правоспособности; запрет свидетельствовать в суде; запрет замещать должности государственной службы; конфискация и уничтожение запрещённых еретических сочинений и т.д. Более суровые наказания предусматривались в отношении манихеев (изгнание и конфискация имущества) и донатистов (штрафы, конфискация имущества). По отношению к отступникам от христианской веры (ставшим язычниками) также применялось ограничение активной и пассивной завещательной правоспособности. Имущество христиан, обратившихся в иудаизм, подлежало конфискации; подобное отступничество квалифицировалось как crimen maiestatis («оскорбление величества», т.е. государственное преступление). Иудеям было запрещено обращать христиан в свою веру (запрет обрезания рабов-христиан и вообще всех рабов-неиудеев), приобретать рабов-христиан; запрещались браки между христианами и иудеями; была предусмотрена законодательная защита обратившихся в христианство иудеев от их необращённых собратьев. В десятом титуле книги 16 содержится «антиязыческое» законодательство, которое со временем ужесточалось: если первоначально был введён запрет совершать только публичные языческие жертвоприношения, то к концу IV в. были запрещены любые формы языческой практики. В книгах 1–16 исследователи нашли 166 фрагментов императорских конституций по религиозной проблематике, из них 93 фрагмента постановлений касаются христиан. Эти постановления в наименьшей степени затрагивают иудеев, в наибольшей – язычников. В отношении христиан предметом правового регулирования стали следующие вопросы: судебные полномочия епископов (audientia episcopalis); отпуск рабов на волю в церкви (manumissio in ecclesia); предоставление убежища в церкви; церковное имущество (освобождение от налогов и другие привилегии; вхождение в сословие клириков; праздники и праздничные дни и т.д.



 
PR-CY.ru