«КОДЕКС ФЕОДОСИЯ» - Страница 7

Как полагает Р. Дельмер, копии протоколов наместники должны были отсылать в императорскую канцелярию, поэтому составители «Кодекса Феодосия» могли использовать копии соответствующих записей провинциальных наместников, хранящиеся в центральных архивах. Не существует единого мнения относительно того, вошли ли в «Кодекс Феодосия» помимо действующих императорских конституций также конституции, утратившие юридическую силу. Исследователи основывают свои суждения по этому поводу только на анализе вводных конституций «Кодекса Феодосия» и не рассматривают правоприменительную практику, связанную с императорскими постановлениями, включёнными в него. В «Кодекс Феодосия» вошли лишь фрагменты императорских конституций – исследователи не нашли ни одного императорского постановления, которое было бы приведено целиком. Сокращая императорские постановления, составители должны были исключить из текста конституции всё, «не относящееся к сути нормы» («ad vim sanctionis non pertinentia»), т.е. не имеющие правового значения фрагменты, и оставить только тот текст, который выражал содержание нормы права. Они могли разбивать текст императорских конституций на отдельные фрагменты и помещать их в определённые титулы в соответствии с тематическим содержанием. Зачастую составители вставляли слова «после прочего» («post alia») или «и так далее» («et cetera») соответственно в начале или в конце воспроизводимого фрагмента конституции, чтобы тем самым обозначить, что остальные фрагменты этой же конституции помещены в другие разделы «Кодекса Феодосия». Примером подобного деления императорского постановления на множество фрагментов исследователи называют конституцию императора Валентиниана III от 7 ноября 426 г., которая была распределена по разным книгам и титулам. Кроме того, несколько фрагментов этой конституции сохранилось только в «Кодексе Юстиниана», что предположительно исследователи объясняют плохой сохранностью первых книг «Кодекса Феодосия», куда эти фрагменты могли быть первоначально включены. Вместе с тем полномочия составителей «Кодекса Феодосия» по редактированию текста императорских конституций не были столь широкими, как права составителей «Кодекса Юстиниана». В основном, текст сокращался, например, устранялись указания на обстоятельства издания конституции (occasio legis). Сопоставление текстов императорских постановлений, известных исследователям из других источников (например, из «Сирмондиевых конституций»), с фрагментами этих текстов в «Кодексе Феодосия» показало исследователям, что в отличие от «Кодекса Юстиниана» в «Кодексе Феодосия» тексты конституций воспроизводятся достаточно близко к оригиналу. В результате поиск в тексте «Кодекса Феодосия» интерполяций, сделанных его составителями, оказался непродуктивным. Разделение императорских конституций на фрагменты привело к тому, что в «Кодексе Феодосия» есть ошибки, связанные, как правило, или с повторением одного и того же фрагмента в разных титулах (leges geminatae), или с размещением фрагментов одной и той же конституции последовательно в одном и том же титуле (leges in eodem titulo divisae).

 



 
PR-CY.ru