КИРИЛЛ, Терлецкий Кирилл Семёнович - Страница 7

Исследователям известно о намерении Гедеона (Балабана) пикетировать гродский уряд, чтобы обжаловать «тые мамрамы, которие не в то дал, но на што другое». Аналогичную протестацию против Кирилла подал Перемышльский епископ Михаил (Копыстенский), также пересмотревший свои взгляды на унию. На обвинения отвечали Кирилл (протестация не сохранилась) и Дионисий (Збируйский). Несостоятельность обвинений Гедеона (Балабана) и Михаила (Копыстенского) против Луцкого епископа была раскрыта исследователями в XIX в., показавшими, что в 1590–1594 гг. в подготовке к унии, координатором которой был Кирилл, участвовали как епископ Гедеон (Балабан), так и епископ Михаил (Рагоза). Несмотря на то что анализ грамоты королю об унии четырёх епископов от 24 июня 1590 г. (Российский государственный исторический архив) показывает, что текст и подписи в ней были сделаны в разное время, из хода событий в 1590–1594 гг. исследователям ясно, что в эти годы Гедеон и Михаил (Перемышльский епископ с 1591 г.) были единодушны с Кириллом в стремлении к переходу под власть папы Римского. В качестве представителей западнорусского епископата Кирилл и Ипатий (Потей) находились в Риме в ноябре 1595 г. – марте 1596 г. с целью заключения унии с католической церковью. Папа Климент VIII и его окружение в полной мере воспользовались затруднительным положением западнорусских архиереев. Представленные епископами условия унии официально не обсуждались, об их утверждении папой не было и речи. К епископам Киевской митрополии и их пастве отнеслись как к «схизматикам», ходатайствующим об их принятии в лоно Римско-католической церкви. Акт подчинения Киевской митрополии Риму имел место 23 декабря 1595 г., когда Ипатий и Кирилл зачитали перед папой исповедание веры «по форме, предписанной для греков, возвращающихся к единству с Римской Церковью». Сохранение духовенством Киевской митрополии каких-либо особенностей православного вероучения исключалось; Римская курия не предприняла усилий для того, чтобы побудить Польскую церковь согласиться на уравнение в правах католического и униатского духовенства. Кирилл (Терлецкий) и Ипатий (Потей) не имели полномочий на заключение унии на таких условиях, но и отказаться от унии они не могли, т.к. в этом случае король не гарантировал западнорусским архиереям сохранение их кафедр. О действиях Ипатия (Потея) и Кирилла (Терлецкого) в Риме было известно в Речи Посполитой. Во время генерального сейма в Варшаве (26 марта – 6 мая 1596 г.) депутаты от воеводств Киевского, Волынского, Минского, Новогрудского, Полоцкого и др. подали от своих избирателей просьбы королю, чтобы Ипатий и Кирилл были лишены сана, т.к. они без ведома православных и Константинопольского патриарха ездили в Рим, признали власть папы и изменили православному вероучению. Послы требовали поставления на Владимиро-Волынскую и Луцкую кафедры новых архиереев. Такую же просьбу подал на сейме королю лично от себя князь К.К. Острожский. Никакого распоряжения по этим просьбам от короля не было сделано, и в последний день сейма киевский воевода и депутаты от православных объявили о том, что они не будут признавать Ипатия и Кирилла епископами и не допустят осуществления их власти в своих владениях.

 



 
PR-CY.ru