КИРИЛЛ, Терлецкий Кирилл Семёнович - Страница 2

Исследователям известно, что имения кафедры были небольшими. По просьбе Кирилла король Стефан Баторий 21 февраля 1578 г. дал привилей о невмешательстве владельцев имений на территории Пинско-Туровской епархии в церковные дела. 20 июля 1582 г. король вернул Кириллу церковную вотчину Неньковичи, присвоенную земянином Михайлом Тенюкой, с подтверждением прав епископа на имение. 27 августа 1582 г. владыка внёс жалобу в брестские гродские книги на пинского подстаросту князя Льва Фёдоровича Воронецкого, который ограбил церковь Святого Духа в Пинске. В 1584 г. архиерей жаловался королю на преследования со стороны пинских гродских чиновников, которые судили священников, сажали под арест; подвергались притеснениям и православные мещане: им не разрешалось торговать на рынке. 31 июля 1584 г. король приказал старосте князю Янушу Збаражскому прекратить насилие. В 1584 г. Кирилл вновь жаловался королю на князя Я. Збаражского. Епископ обвинил старосту в притеснениях пинских церквей, в нападении и ограблении церкви Святого Духа, подал жалобу о сокрытии доходов с пинского староства на соборную владычную церковь и на другие храмы (Кирилл сообщил, что построил церковь Святого Духа на участке еврея Мошки Абрамовича, которого крестил; Мошка Абрамович пожертвовал свои землю и дом церкви «на вечные времена»). Существуют многочисленные свидетельства о столкновениях Кирилла с пинскими властями, при этом источники не фиксируют конфликтов в Туровской части епархии – во владениях князя К.К. Острожского. 15 февраля 1585 г. Кирилл исходатайствовал у короля своим церковным людям освобождение от дачи подвод послам и гонцам господарским и другим лицам и право производить местную торговлю без платежа пошлин. В 1583 г. в Киевскую митрополию отправились посланники Константинопольского патриарха Иеремии II протосинкелл Никифор, архимандрит Дионисий и переводчик Фёдор. Их поездка была вызвана попыткой введения по указу короля Стефана Батория в Польше и Литве григорианского календаря не только среди католиков, но и среди иноверцев, в том числе православных. Королевское распоряжение вызвало волнение среди православных, и князь К.К. Острожский отправил письмо Константинопольскому патриарху, в котором просил наставлений. Из-за татарских набегов на Южную Русь патриаршие послы не смогли туда добраться, но отправили Фёдора для доставки патриарших грамот (князю К.К. Острожскому, Киевскому митрополиту Онисифору (Девочке) и др.). Протосинкелл Никифор и архимандрит Дионисий написали 28 апреля 1583 г. Кириллу, чтобы он, равно как и митрополит и все епископы, рассказал о происходивших притеснениях православным от латинян Фёдору для передачи патриарху. Кроме того, Кирилл должен был оказать поддержку Фёдору «в помощъю учения и книг купования внешних любомудръцов ученых теологов». Послание греков к Кириллу было опубликовано в Остроге в 1598 г. в составе сборника «Книжица». Исследователи предполагают, что по протекции Кирилла его дядя Афанасий (Терлецкий) в 1584 г. стал архимандритом Лещинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря под Пинском, а в 1588 г. занял Полоцкую кафедру.

 



 
PR-CY.ru