КАНЦИЙ, КАНЦИАН и КАНЦИАНИЛЛА - Страница 7

Наличие в Иеронимовом мартирологе совместного поминовения святых Канция, Канциана и Канцианиллы со святыми Протом и Хрисогоном позволило Ф. Ланцони предположить, что составитель мартиролога опирался на те версии Мученичества, которые подверглись влиянию римского сказания о св. Анастасии. Однако эта гипотеза противоречит датировке ранней редакции мартиролога по Дж.Б. Де Росси и Л. Дюшену, т.к. болландистская редакция Мученичества была создана не раньше середины V в. Более вероятным исследователи считают предположение В. Саксера о том, что традиция совместного поминовения святых сложилась благодаря близкому расположению их гробниц. Почитавшийся в Аквилее св. Хрисогон, скорее всего, по мнению исследователей, был епископом, предшественником епископа Теодора, который занимал кафедру к 314 г. Исследователи полагают, что совместное поминовение святых Канция, Канциана и Канцианиллы и св. Хрисогона в Аквилее могло способствовать влиянию римского сказания о св. Анастасии, в котором сообщалось о св. Хрисогоне, на агиографическое предание об аквилейских мучениках. Данные о почитании святых Канция, Канциана и Канцианиллы в Аквилее в IV–V вв. получили подтверждение в результате археологических раскопок, которые начались в 1960 гг. На территории селения Сан-Канциан-д'Изонцо (провинция Гориция) были найдены следы значительного христианского храмового комплекса, сложившегося вокруг захоронений мучеников в «Ступенчатых водах». К IV в. в этой местности находился обширный пригородный некрополь, расположенный вдоль дороги из Аквилеи в город Тергест (ныне Триест). В непосредственной близости от места захоронения мучеников обнаружены остатки крупной виллы, вероятно, построенной в III в. В IV в. часть виллы была разобрана, а материал использован при строительстве христианского храма – прямоугольного сооружения зального типа (32х16 м), полы которого украшены мозаикой с геометрическими узорами. Во второй половине V в. храм был перестроен в безапсидную базилику, тогда же изготовлено новое мозаичное напольное покрытие. В алтарной части храма под мраморной плитой исследователи обнаружили гробницу с останками трёх человек – взрослого мужчины, юноши и девушки, которые по результатам исследования могли быть близкими родственниками. Под капеллой св. Прота (XV–XVI вв.) были найдены фрагменты прямоугольного сооружения (6,3х4 м) – оратория (cella memoria), возведённого в середине IV в. над могилой мученика. Ораторий неоднократно перестраивался, в интерьере исследователи обнаружили напольные мозаики IV–V вв. В 1880 г. здесь была найдена мраморная плита с надписью: «Блаженнейшему мученику Проту» («beatissimo martyre Proto»). По мнению исследователей, эта плита, изготовленная в первой половине IV в., служила первоначальным надгробием на могиле св. Прота. Впоследствии останки мучеников Прота и Хрисогона были помещены в саркофаги (IV в.) с более поздними надписями: «Блаженнейшему мученику Проту» («beatissimo martyri Proto») и «Блаженнейшему мученику Хрисогону» («beatissimo martyri Chrysogono»). В настоящее время оба саркофага хранятся в капелле св. Прота. В 570 гг. Венанций Фортунат упоминал «Господних друзей Канцианов» (Cantianos domini... amicos) и мученика Фортуната как наиболее известных аквилейских святых. Свидетельством почитания святых Канция, Канциана и Канцианиллы является серебряный реликварий, обнаруженный в 1871 г. под главным алтарём собора св. Евфимии в Градо. Реликварий имеет овальную форму, на его стенках в восьми медальонах помещены гравированные поясные изображения: с одной стороны Христос в облике юноши между апостолами Петром и Павлом, с другой – четыре безбородых мученика и мученица в диадеме и с ожерельем.

 



 
PR-CY.ru