КАНЦИЙ, КАНЦИАН и КАНЦИАНИЛЛА - Страница 6

Упоминание о Зене, которое не имеет отношения к легенде о св. Анастасии, содержится в редакциях Б. Момбрицио и болландистов, поэтому его исследователи не могут считать ошибочным (в редакции Б. Мабильона и в неизданных версиях Мученичества вместо Зена говорится о Зоиле). Таким образом, гипотеза о первичности редакции болландистов предполагает грубую порчу текста при составлении редакции Б. Момбрицио. Литературные особенности Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы позволяют исследователям предположить, что среди его источников была гомилия на день их памяти, автором которой считается св. Максим Тавринский. На связь обеих основных редакций Мученичества с гомилией указывает то обстоятельство, что разделённый на две части текст гомилии почти полностью включён в редакцию Б. Момбрицио. В тексте Мученичества цитаты из гомилии, стилистически выделяющиеся из повествования, выполняют функцию риторических вставок. В первом фрагменте говорится о схожести имён и судьбы мучеников, во втором приводится оправдание их бегства и сравнение их повозки с колесницей пророка Илии. В болландистской редакции и в редакции Б. Мабильона сохранён только второй фрагмент. Предположения, что гомилия основана на болландистской редакции Мученичества, и что она скомпилирована из риторических фрагментов Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы, исследователи считают не вполне убедительными. Влияние Мученичества св. Анастасии на Мученичество Канция, Канциана и Канцианиллы исследователи видят во всех редакциях, и это не позволяет с им уверенностью судить о литературной истории произведения. По мнению исследователей, справедливо предположение И. Делеэ о том, что имело место взаимное влияние основных редакций. Так, составитель редакции Б. Мабильона, скорее всего, по мнению исследователей, пользовался редакциями Б. Момбрицио и болландистов. Исследователи полагают, что одной из поздних интерполяций в редакции Б. Момбрицио является первая фраза, в которой автором Мученичества назван Амвросий Медиоланский (атрибуция не подтверждается другими версиями произведения). По мнению исследователей, интерполяцией является и цитата из пролога в защиту сказаний о мучениках, помещённая в начале версии Б. Момбрицио. Тем не менее, указанные соображения не дают исследователям оснований для восстановления предполагаемого содержания агиографической легенды о мучениках до того, как она подверглась влиянию римского сказания о святых Анастасии и Хрисогоне. Сведения о раннем почитании святых Канция, Канциана и Канцианиллы сохранились в Мартирологе Иеронима Стридонского, первоначальная редакция которого, согласно Джованни Баттиста Де России и Луи Мари Оливье Дюшену, была составлена в первой половине V в. в Северной Италии, возможно, в Аквилее. Под 31 мая в Мартирологе указано поминовение в Аквилее святых Канция, Канциана, Прота, Хрисогона и Канцианиллы, под 17 июня – поминовение там же святых Канция, Канциана и Канцианиллы. В разных рукописях память мучеников также отмечена под 30 мая и 17 июня, 15 июня (вместе со святыми Протом и Хрисогоном), под 14 июня указано поминовение Прота и Канцианиллы. По мнению И. Делеэ, большинство этих дат ошибочны, правильная дата памяти Канция, Канциана и Канцианиллы – 31 мая, памяти Прота – 14 июня. Однако расхождения есть и в разных редакциях Мученичества: согласно редакции Б. Момбрицио, мученики пострадали 14 июня, по редакции болландистов – 31 мая. По мнению исследователей, поминовение Канцианов в Аквилее совершалось два раза в год, 31 мая и 14 июня.

 



 
PR-CY.ru