КАНЦИЙ, КАНЦИАН и КАНЦИАНИЛЛА - Страница 4

Эти и другие черты сходства текстов позволили исследователям предположить, что составитель болландистской редакции Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы использовал Мученичество св. Анастасии. Связь между текстами Мученичеств подчёркивается также тем обстоятельством, что в болландистской редакции мученики представлены как члены знатного римского рода Анициев. С покровительством, которое Аниции оказывали римским «титулам» (церквам) Анастасии и Хрисогона, исследователи связывают составление Мученичества св. Анастасии. По мнению исследователей, св. Хрисогон, о котором сообщается в Мученичестве св. Анастасии, первоначально почитался в Аквилее, центром почитания св. Анастасии был город Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия). Поводом для составления Мученичества св. Анастасии стало отождествление мучеников из Аквилеи и Сирмия с основателями римских «титулов» Анастасии и Хрисогона. О римском «титуле Анастасии» в последний раз упоминается в актах Римского собора 499 г., после чего церковь именовалась «титул св. Анастасии». Таким образом, по мнению большинства исследователей, болландистская редакция Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы является вторичной по отношению к редакции Б. Момбрицио и не могла быть создана раньше второй половины V в. Согласно А. Дюфурку, Мученичество св. Анастасии и болландистская редакция Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы были созданы в Риме почти одновременно, во второй половине или в конце V в. Исследователи отмечали, что в Мученичестве Канция, Канциана и Канцианиллы есть также заимствования из других агиографических произведений. Так, образ наставника Прота мог быть заимствован из римского Мученичества святых Евгении, Прота и Гиацинта. На параллели с другими Мученичествами указывал А. Дюфурк. Предметом особого внимания исследователей стали упоминания в болландистской редакции Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы о родственных связях между аквилейскими мучениками, императором Карином и родом Анициев. По мнению исследователей, составитель Мученичества был связан с Анициями, которые стремились доказать родство с императорами Каром (282–283 гг.) и Карином, а также с почитаемыми аквилейскими мучениками. Согласно С. Маццарино, Мученичество Канция, Канциана и Канцианиллы было создано в контексте соперничества между христианами Анициями и язычниками Симмахами, которые были инициаторами составления «Жизнеописаний августов». В «Жизнеописаниях августов» Карин представлен как дурной правитель и порочный человек, тогда как в Мученичестве Канция, Канциана и Канцианиллы он охарактеризован положительно. Утверждение, что Карин якобы правил в Галлии, частично подтверждается сведениями «Жизнеописаний августов», где сообщается, что он был направлен отцом, императором Каром, для защиты Галлии от варваров. В «Жизнеописаниях августов» сказано, что Кар принадлежал к куриалам города Аквилея, но приводятся различные версии его происхождения. В действительности Кар, скорее всего, как полагают исследователи, был родом из Нарбонской Галлии. Отрицая связь между Мученичеством Канция, Канциана и Канцианиллы и «Жизнеописаниями августов», Р. Лицци Теста высказала предположение, что болландистская версия Мученичества была составлена в начале VI в. в Риме, а её автор был связан с Анициями.

 



 
PR-CY.ru