КАНЦИЙ, КАНЦИАН и КАНЦИАНИЛЛА - Страница 2

Гомилия начинается рассуждением о сходстве имён мучеников, об их одинаковом призвании во Христе и одновременной кончине. После обращения ко Христу телесное родство братьев Канция и Канциана и сестры Канцианиллы было подкреплено духовным родством. Во время гонений на христиан они попытались скрыться на повозке, запряжённой мулами. По дороге пал один из мулов, преследователи настигли святых и повлекли их на мучения. Как и в редакции Мученичества, опубликованной Б. Момбрицио, в гомилии содержится уподобление «триумфальной» повозки мучеников колеснице пророка Илии, а также утверждение, что мученики добровольно приняли смерть. Описание кончины и погребения святых в гомилии отсутствует. Исследователи отмечают, что пространная редакция Мученичества, изданная болландистами, существенно отличается от той, которая представлена в гомилии и в издании Б. Момбрицио. Текст Мученичества начинается с пролога – с критики тех, кто причисляли сказания о мучениках к апокрифам: христианские мученики, как и составители сказаний о них, исповедовали православную веру и пользовались каноническими книгами Священного Писания. Благодаря этому они сохраняли мужество и стойкость истинных Христовых воителей, превосходя мирских воинов, сражавшихся ради императорской награды. Далее со ссылкой на некое письменное сказание сообщается, что мученики постигли истины христианства (legimus... Catholica fide fuisse edoctos) под руководством наставника (paedagogo suo) Прота. Канций, Канциан и Канцианилла были уроженцами четырнадцатого региона Рима (Трастевере), принадлежали к роду Анициев и были родственниками управлявшего Галлией императора Карина (283–285 гг.), который хорошо относился к христианам. После смерти Карина императоры Диоклетиан и Максимиан издали указы о принуждении христиан к поклонению языческим богам. Посоветовавшись с Протом, Канций, Канциан и их сестра Канцианилла раздали бедным всё имущество и дома, находившиеся в Риме, и освободили рабов и рабынь, которые приняли крещение. Под предлогом объезда пригородных имений они покинули Рим и направились в Аквилею, где у них были обширные сельские владения, и где жил знакомый им христианин Хрисогон. В Аквилее святые обнаружили, что гонение на христиан здесь было ещё более жестоким, чем в Риме, множество христиан томились в темнице. Посетив исповедников, они выяснили, что Хрисогон был казнён за 36 дней до их прибытия, и что пресвитер Зоил похоронил его тело неподалёку от города, «у Ступенчатых вод» («loco ubi dicitur ad Aquas Gradatas»). Мученики провели ночь в молитве вместе с узниками, а наутро, покинув темницу, стали открыто проповедовать Христа, совершая исцеления и другие чудеса. Далее, как и в редакции Мученичества, опубликованной Б. Момбрицио, сообщается об отказе Канция, Канциана и Канцианиллы от идолослужения и о получении императорского разрешения на их казнь, но об аресте мучеников рассказано иначе. Согласно редакции, изданной болландистами, перед смертью они решили посетить могилу Хрисогона «у Ступенчатых вод», и комит Сисинний схватил их там, когда они молились. Затем дословно приведены рассуждения о повозке, на которой их везли на суд, после чего говорится об отказе мучеников воскурить благовония идолам, о вынесенном приговоре, о предсмертной молитве и казни. Пресвитер Зен забрал тела мучеников, умастил благовониями и положил в мраморную гробницу рядом с могилой Хрисогона.

 



 
PR-CY.ru