КАНЦИЙ, КАНЦИАН и КАНЦИАНИЛЛА

КАНЦИЙ, КАНЦИАН и КАНЦИАНИЛЛА, Канцианы (ум. в начале IV в.) – мученики, пострадали близ города Аквилея (Италия). Мученичество Канция, Канциана и Канцианиллы известно исследователям в нескольких редакциях. Опубликованы три редакции (с существенными расхождениями), а также гомилия на день памяти мучеников, составленная, по мнению исследователей, св. Максимом Тавринским. Вопросы, связанные с датировкой редакций Мученичества и восстановлением литературной истории произведения, остаются нерешёнными. Бонино Момбрицио опубликовал редакцию Мученичества, представленную в рукописях как послание Амвросия Медиоланского епископам Италии. В начале кратко говорится о пользе, которую приносит изучение деяний святых. Далее составитель рассуждает о том, что сходство имён Канция, Канциана и Канцианиллы не было случайным, поскольку у мучеников было единое призвание, и они одновременно приняли смерть: «Неудивительно, что у тех, кто схожим образом пострадал, были схожие имена» («nec mirum si similes sint nomine, qui sunt similes passione»). Затем без каких-либо предварительных сведений сообщается о прибытии мучеников из Рима в Аквилею. Презид (наместник провинции) Дульцитий (Дульцизий) и комит Сисинний послали к ним агентов (apparitores) с приказом явиться и воскурить благовония в честь богов (ut diis tura ponerent). Мученики отказались, заявив, что являются христианами. Дульцитий и Сисинний донесли об этом римским императорам Диоклетиану (284–305 гг.) и Максимиану (286–305 гг.). Императоры предоставили им полномочия (dederunt auctoritatem) принудить христиан к поклонению богам, а в случае отказа вынести смертный приговор. Узнав о распоряжении императоров, мученики вместе с наставником (suo doctore) Протом попытались скрыться, за ними отправили погоню. Недалеко от Аквилеи, «у Ступенчатых вод» («ad Aquas Gradatas»; подразумевается один из элементов системы водоснабжения города), преследователи настигли христиан. Составитель Мученичества уподобляет повозку, в которой находились мученики, огненной колеснице пророка Илии: как пророк вознёсся на небо, так и мученики на триумфальной колеснице направились к небесной славе. В противоречие сказанному выше утверждается, что они не пытались скрыться от гонителей, а, напротив, исповедали Христа и добровольно приняли смерть. На повторное предложение наместника провинции воскурить благовония на алтаре Юпитера они ответили отказом и обличили идолопоклонников. Мученики с радостью приняли смертный приговор, отправляясь на казнь, пели псалмы. Канцию, Канциану и Канцианилле и их наставнику Проту отсекли головы. Пресвитер Зен умастил их тела благовониями и подобающим образом похоронил. Сообщается, что христиане возносили молитвы мученикам и праздновали день их памяти. В заключительной фразе говорится, что мученики пострадали в Аквилее (in qualigensi ciuitate) 14 июня, при императорах Диоклетиане и Максимиане. К редакции Мученичества, изданной Б. Момбрицио, исследователи считают близкойгомилию на день памяти Канция, Канциана и Канцианиллы. Авторство гомилии приписывалось Амвросию Медиоланскому, но с бóльшим основанием исследователи относят её к сочинениям св. Максима Тавринского (V в.).

 



 
PR-CY.ru