КАНЦИЙ, КАНЦИАН и КАНЦИАНИЛЛА - Страница 3

В заключительной фразе сообщается, что Канций, Канциан и Канцианилла «пострадали перед июньскими календами (т.е. 31 мая) на двенадцатой миле от Аквилеи, за рекой Изонций, в месте, называемом Ступенчатые воды» («Passi sunt... pridie Kal. Junias, duodecimo milliario ad urbe Aquilegia, trans flumen Hysontio, loco qui vocatur Aquas Gradatas»). В третьей редакции Мученичества, опубликованной Жаном Мабильоном, также содержится пролог в защиту сказаний о мучениках. Начальная часть повествования (до поездки к «Ступенчатым водам») соответствует редакции болландистов, последующее изложение – редакции Б. Момбрицио. В начальной части отсутствует ряд деталей, например, не упоминается о раздаче имущества бедным и освобождении рабов; указание принудить мучеников к поклонению богам в редакции Б. Мабильона даёт только император Диоклетиан, хотя раньше упоминается и Максимиан. Неопубликованные редакции Мученичества, по мнению исследователей, в целом совпадают с редакцией болландистов. Мнения исследователей о литературной истории текста Мученичества и датировке сохранившихся редакций расходятся. Ипполит Делеэ отметил, что история текста необычайно сложна и слабо изучена, тогда как историческая ценность произведения невелика. Согласно Фабио Ланзони, первоначальная версия Мученичества не сохранилась, но она была использована при составлении гомилии. По мнению Альберта Дюфурка, в гомилии получила отражение древнейшая версия легенды, согласно которой мученики спаслись от преследователей. В. Саксер считал, что краткость повествования в гомилии не может рассматриваться как свидетельство близости к предполагаемой первоначальной версии сказания, т.к. в проповедях подробности агиографических сказаний, как правило, сокращались. По мнению исследователя, отсутствие упоминаний о казни и погребении мучеников может указывать на то, что гомилия сохранилась не полностью, возможно, её концовка была утрачена. Среди важных критериев датировки редакций Мученичества исследователи отмечают наличие пролога, в котором оспариваются попытки причислить сказания о мучениках к апокрифической литературе. Этот пролог включён в ряд произведений о мучениках, созданных в Риме, в том числе в Мученичества святых Анастасии, Пуденцианы и Фиделия, Эксанция и Карпофора (не издано). Согласно Б. де Геффье, пролог был составлен в V–VI вв. для Мученичества Анастасии и направлен против так называемого Декрета Геласия. В редакциях Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы, изданных болландистами и Б. Мабильоном, исследователи видят влияние римского Мученичества св. Анастасии – пространного «агиографического романа», персонажами которого кроме св. Анастасии являются мученики Хрисогон, Агапия, Хиония и Ирина и Теодота. Исследователи обычно относят составление Мученичества св. Анастасии к концу V в. или к первой четверти VI в., но П.Ф. Моретти датировала его примерно серединой V в. Согласно Мученичеству св. Анастасии, Хрисогон, её наставник, был схвачен гонителями в Аквилее, приговорён императором Диоклетианом к смерти, казнён в «Ступенчатых водах» («ad locum qui dicitur Aquas Gradatas») и похоронен пресвитером Зоилом. В других частях Мученичества среди гонителей упоминаются презид Дульцитий и комит Сисинний.

 



 
PR-CY.ru