«КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК» - Страница 8

Небольшие сюжетные клейма у обоих мастеров часто расположены с нарушением порядка следования эпизодов Жития святого, что характерно для церковного искусства эпохи барокко. Композиции в гравюрах Леонтия Тарасевича построены по законам прямой перспективы, гравюры мастера Илии следуют иконописной традиции. Трактовка сюжетов у Леонтия Тарасевича более конкретна. Так, создавая иллюстрацию к «Сказанию об освящении церкви Печерской», мастер Илия изобразил храм, стоящих по сторонам от него преподобных Антония и Феодосия, и парящего голубя – символ Святого Духа (1661 г.). Леонтий Тарасевич же представил многолюдный крестный ход на освящение и его конкретный момент, когда все были свидетелями одного из чудес – певчим из пустого храма отвечал ангельский глас (1702 г.). К художественным новшествам изображения исследователи относят и то, что некоторые участники шествия представлены со спины. Нередко в гравюрах Леонтия Тарасевича появляются бытовые детали – предметы утвари, или животные, например, кот или два кролика у ног святого. С особой реалистичностью изображены монахи – молящиеся или сидящие за столом с книгами, как например, на гравюре с образом Нестора Летописца (1702 г.). В большинстве иллюстраций Леонтия Тарасевича земля у ног святых украшена диковинными цветами, заимствованными из западноевропейских гравюр. В «Киево-Печерском патерике», изданном в декабре 1702 г., новой гравюрой стало изображение «Богоматери Азовской», прославляющей взятие Азова в 1696 г. российскими войсками во главе с Петром I. Художественное оформление «Киево-Печерского патерика» декабря 1702 г. было образцом для мастеров, трудившихся над украшением последующих изданий. В 1759 г. «Киево-Печерский патерик» был напечатан в Москве, а через год – в Киеве. Для московского издания мастер ПД (Пастухов Дмитрий?) выполнил 26, как полагают исследователи, пробных гравюр на меди – копии из издания декабря 1702 г. Эти гравюры известны исследователям лишь в одном экземпляре «Киево-Печерского патерика» (Российская государственная библиотека). Для киевского издания была создана новая серия иллюстраций по образцу гравюр Леонтия Тарасевича в технике ксилографии. Их мастера известны исследователям по подписям под гравюрами: Евагрий, С: I:, Филипп Б., Филипп Григ. и др.; полностью было дано только имя гравёра Якова Кончаковского. До конца XVIII в. эта серия гравюр была переиздана восемь раз. Большинство досок использовалось печатниками вплоть до 1872 г. И только для издания «Киево-Печерского патерика» 1883 г. была выполнена новая серия иллюстраций, с которыми патерик был переиздан в 1895 г. На протяжении XVII–XIX вв. только в лаврской типографии «Киево-Печерский патерик» был переиздан около 30 раз. О популярности входивших в его состав гравюр свидетельствует появление отдельного выпуска с 40 гравюрами печерских преподобных, вышедшего в Киеве после июня 1702 г. Среди гравюр этого издания были не вошедшие в состав патерика изображения Илии Муромца, св. мучеников Феодора, Иоанна и других святых. В XVIII в. наиболее известной стала интерпретация патериковых сюжетов в гравюрах Леонтия Тарасевича, которые издавались отдельно, как эстампы, и на протяжении двух веков служили образцами для киевских художников.



 
PR-CY.ru