«КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК» - Страница 3

В ходе работы текст Симона из нравоучительного послания Поликарпу стал трудом, написанным «для всех». Это исследователям ясно из вступительной фразы «Слова о создании церкви Печерской» в старшем списке «Киево-Печерского патерика»: «Приидоу же на другая сказания, оуведят вси, яко Самого Господа промыслом и волею, Того Пречистыя Матере молитвою и хотением создася и свершися боголепная и великая церькы святыя Богородица Печерьская» (Российская национальная библиотека, 1406 г.). Вторая часть «Киево-Печерского патерика» принадлежит перу инока Киево-Печерской обители Поликарпа, корреспондента епископа Симона, создавшего, по мнению исследователей, своё произведение после кончины своего духовного отца. Поликарп стремился следовать форме текстов святителя Симона, но излагал дидактические наставления только в предисловиях. Он предварил сказания о черноризцах посланием к игумену Киево-Печерского монастыря преподобному Акиндину. Поликарп пишет, что игумен «некогда» просил его рассказать о прежде живших печерских иноках, но Поликарп в беседе смог сообщить лишь «мало нечто», поэтому он решил записать известные ему от Симона «дивных и блаженых муж житиа, и деяниа, и знамениа». Во вступлении к повести о преподобном Марке Печернике Поликарп говорит, что подражает составителям древних патериков. В отличие от Симона Поликарп адресует свой труд, в первую очередь, монахам («да и сущии по нас черноризци уведят благодать Божию, бывшую в святем сем мести») и значительное внимание уделяет правильному выбору пути монашеского делания. Многие написанные Поликарпом повести посвящены опасностям подвига затворничества и необходимости прохождения в начале монашеского пути послушания в общем монастырском житии. Поликарп рассказал о тяжких искушениях, которым подверглись самовольно ушедшие в затвор преподобный Исаакий и Никита (впоследствии Новгородский епископ, святитель). Печерские «святи отци отинудь не повелеша» затвориться Лаврентию (впоследствии Туровский епископ, святитель), который осуществил своё желание лишь в другом монастыре. Поликарп рассказывает о единственном случае, когда подвиг затворничества увенчался победой над страстями: преподобный Иоанн «себе отлучив на Божию волю и Того заповеди непорочно сохранив, в чистоте же соблюд тело свое и душу, кроме всякоа скверны плотскиа и душевныа». В ряде повестей Поликарп обличает недостойные действия одержимых наживой или жестоких князей, которые преследуют духовных лиц и подвергают их насилию. Бог карает князей за их действия и прощает тех, кто покаялся. Как высшие образцы добродетели представлены Поликарпом печерские монахи – бескорыстные неустанные труженики преподобные: иконописец Алипий, лекарь Агапит, Прохор, наделяющий в голодные годы людей хлебом и солью, Марк Печерник. В повестях «Киево-Печерского патерика» обычно изложены один или несколько эпизодов из жизни насельников обители. Главу об иконописце Алипии (отсутствует в Арсениевской редакции «Киево-Печерского патерика») исследователи выделяют среди других новелл, поскольку в ней изложен почти весь жизненный путь инока. Это связано с тем, что Алипий оказался в монастыре мальчиком: родители отдали его учиться иконописи у расписывавших Успенский собор греческих изографов.

 



 
PR-CY.ru