«КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК»

«КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК» – первый оригинальный памятник патерикового жанра в древнерусской книжности, основная часть которого была создана в первой трети XIII в., включает повествования о насельниках Киево-Печерского монастыря (см. Киево-Печерская лавра), о событиях из истории обители, произведения других жанров. Первые рассказы о Киево-Печерском монастыре и его подвижниках (преподобных Дамиане, Иеремии, Матфее, Исаакии) исследователи находят в созданном преподобным Нестором Житии преподобного Феодосия Печерского (конец XI – начало XII вв.) и в «Повести временных лет…» (начало XII в.; рассказ помещён под 1074 г.), но именно благодаря «Киево-Печерскому патерику» известно о внутренней жизни первого русского монастыря, основанного в отличие от княжеских ктиторских монастырей более раннего времени пострижеником Афона – преподобным Антонием Печерским. «Киево-Печерский патерик» был популярным чтением в Древней Руси, сохранился во многих рукописях; его традициям следовали в XVI в. составители Иосифо-Волоколамского патерика. Патерики (от греч. – отечник) пришли в древнерусскую книжность в болгарских переводах в XI в., когда на Руси познакомились с «Лавсаиком» – переводом творения Еленопольского епископа Палладия, «Синайским патериком», основанным на «Луге духовном» («Лимонис», «Лимонарь») Иоанна Мосха; позже появились новые переводы и редакции этого памятника, где новеллы располагались тематически (по добродетелям) или по алфавиту (например, «Азбучно-Иерусалимский патерик»). Начало «Киево-Печерскому патерику» было положено посланием Владимиро-Суздальского епископа Симона (ум. 22 мая 1226 г.), постриженика Киево-Печерского монастыря, к своему духовному сыну – молодому иноку этой обители Поликарпу, позднее продолжившему агиографический труд своего наставника. Оба автора «Киево-Печерского патерика» были людьми начитанными в греческой патристической литературе, греческой и русской агиографии, русских летописях и др. Созданные ими тексты дают исследователям основание полагать, что они использовали ряд русских произведений: Житие преподобного Феодосия Печерского, не сохранившееся Житие преподобного Антония Печерского, «Повесть временных лет…», монастырский синодик, древний Ростовский летописец. Симон приступил к своему труду ради наставления Поликарпа, отвечая на его послание, в котором Поликарп выражал недовольство жизнью в Киево-Печерском монастыре. Исследователи отмечают, что эпистолярная часть послания епископа Симона представляет собой поучение, которое в новеллистической части подкрепляется рассказами о добродетельных и греховных поступках печерских монахов, сохранившимися в монастырском предании. Дидактические обращения к Поликарпу присутствуют не только во вступлении, но и в заключительной части каждой новеллы. Сочинение епископа Симона соответствует традиции патериков, которым свойственны две жанровые модели: поучение и патериковая новелла; повторяется и такая черта греческих патериков, как «парность» составителей («Лавсаик» обращён к знатному и добродетельному мужу Лавсу, который был заказчиком сочинения; «Луг духовный» создавался Иоанном Мосхом по впечатлениям его путешествия вместе с учеником Софонием по знаменитым монастырям и др.).

 



 
PR-CY.ru