«КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК» - Страница 6

Издание 1661 г. было перепечатано почти без изменений в 1678 г., затем в 1792 г. – с заменой иллюстраций. К истории текста «Киево-Печерского патерика» учёные обратились в XIX в. Алексей Михайлович Кубарев выделил три рукописные (по числу известных ему списков) и одну печатную (Киев, 1661 г.) редакции. Митрополит Макарий (Булгаков) назвал десять редакций, особенно отметил литературные достоинства печатной редакции 1661 г., в которой повествования о подвижниках, по его мнению, были приведены в строгое соответствие с церковной нормой; церковному историку было известно 28 списков памятника. Алексей Александрович Шахматов и Дмитрий Иванович Абрамович обосновали представление о двух древнейших редакциях памятника: Основной и Арсениевской. А.А. Шахматов пришёл к выводу, что Арсениевская редакция возникла независимо от Основной. Д.И. Абрамович считал, что составитель Арсениевской редакции «Киево-Печерского патерика» использовал Основную редакцию, дополнив её рядом текстов и сделав некоторые сокращения. В 1969 г. Р. Поп выразил сомнение в раннем происхождении Основной редакции, основываясь на данных языка и на датировке списков. Лидия Альфонсовна Ольшевская вернулась к концепции Д.И. Абрамовича, утверждая, что развитие памятника шло линейно: от Основной редакции через Арсениевскую и Феодосиевскую к Кассиановским редакциям. Исследование Елены Леонидовной Конявской показало, что более ранние, чем в Основной редакции, чтения, порядок следования глав и состав статей обнаруживаются в Арсениевской редакции; получила подтверждение концепция А.А. Шахматова о независимом друг от друга возникновении Арсениевской и Основной редакций. Иллюстрации к сюжетам «Киево-Печерского патерика» появляются в первом издании на церковнославянском языке, напечатанном в типографии Киево-Печерского монастыря в 1661 г. Это были гравюры на дереве – ксилографии, в большинстве созданные лаврским монахом Илиёй и другими мастерами, известными по именам или монограммам: Прокопий, КР, КП. Гравюры, имеющие подпись мастера Илии, нередко включали даты, которые позволяют исследователям определить период их создания 1652–1660 гг., в основном, это 1656 г. Мастер Илия, инок сначала Львовского Онуфриевского, а затем Киево-Печерского монастыря, к моменту создания гравюр имел уже большой опыт работы и заслуженную славу мастера (в 1645–1649 гг. он создал 133 гравюры для лицевой Библии, ориентируясь на Библию Пискатора). На титульном листе «Киево-Печерского патерика», изданного в 1661 г., помещено изображение Киево-Печерского монастыря с произрастающей из его пещер виноградной лозой с образами святых, символизирующей происхождение печерской святости. На обороте титульного листа – гравюра. Далее следуют «Успение Пресвятой Богородицы, с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием».

 



 
PR-CY.ru