«КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК» - Страница 7

В «Киево-Печерский патерик» включены также изображения «Покров Божией Матери над обителью», Российского герба, больше сорока иллюстраций к Житиям и сказаниям, входящим в состав патерика, планы Антониевых и Феодосиевых пещер и в конце книги – композиция «Венец Пресвятой Богородицы». К моменту появления издания «Киево-Печерского патерика» 1661 г. иконографический канон был разработан только для изображений преподобных Антония и Феодосия. Иконография других печерских святых создавалась гравёрами в процессе работы, и позже сюжеты появившихся гравюр почти без изменений повторялись в изданиях патерика больше двух столетий. Часть гравюр представляет собой ростовые фронтальные изображения печерских преподобных; другие построены по принципу житийных икон: в центре помещено крупное изображение святого, обычно фронтальное, по сторонам и внизу или только в нижней части – сцены из его Жития. На гравюре, предваряющей Житие преподобного Антония, в клеймах даны сюжеты в следующим порядке: пострижение Антония на Святой Горе Афон, молитвенные подвиги святого в пещере, приход в Киев. Патерик с первой серией гравюр переиздавался в 1678 г. и в июне 1702 г. В декабре 1702 г. типография Киево-Печерского монастыря выпустила новое издание «Патерика», украшенное мастером Леонтием Тарасевичем. Исследователи отмечают, что иллюстрациям Леонтия Тарасевича, созданным в технике гравюры на меди, свойственно стремление к высокой художественности, тонкая проработка деталей, разработанный задний план с изображением монастырской жизни (монахи несут воду, ловят рыбу, разговаривают с паломниками). Иногда художник изменяет композиционную трактовку сюжетов, например, сюжеты боковых клейм «Принесение преподобным Ефремом Студийского устава из Константинополя» и «Поставление преподобного Ефрема в епископы» перемещены на поле центрального изображения подвижника. В некоторых случаях сцены Жития дополнены новыми сюжетами. Так, на гравюре с образом преподобного Прохора в центре представлены сцены раздачи святым народу хлеба и соли во время голода (1702 г.). Наиболее часто на гравюрах Леонтия Тарасевича в отличие от гравюр мастера Илии изображения развёрнуты в другую сторону или изменён порядок следования двух клейм. И лишь в отдельных случаях сокращено количество клейм или изменён сюжет. У мастера Илии образ преподобного Феодосия окружают клейма со сценами его подвигов в пещере во время Великого поста, разговор со вдовой, просившей его защиты от несправедливого судьи, моление перед кончиной, преставление преподобного, перенесение его мощей в Великую Печерскую церковь (1661 г.). У Леонтия Тарасевича сохранены сюжеты только двух клейм – перенесение мощей преподобного и его молитвенные подвиги, которые благодаря подписи: «Подвиг его в нощи и бдение» воспринимаются как обобщённое изображение иноческих молитв. Три изображения связаны с другими эпизодами Жития Феодосия: разговор с матерью, которая уговаривает его вернуться домой; получение золота от ангела для покупки пищи для братии; поучение братии перед кончиной (1702 г.).

 



 
PR-CY.ru