«КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК» - Страница 5

Очевидно, что так может начинаться повествование, которому предшествовал некий рассказ того же автора. Составитель Основной редакции переставил «Слово…» на первое место – до сказаний о печерских подвижниках и опустил эти слова. В конце 1450 – начале 1460 гг. в Киево-Печерском монастыре были созданы две Кассиановские редакции «Киево-Печерского патерика». Время составления Кассиановской первой редакции приведено в тексте – 1460 г. с указанием, что она создана «повелением инока Кассиана, крилошанина печеръскаго». В подобной приписке в Кассиановской второй редакции, составленной в 1462 г. по поручению митрополичьего наместника Акакия, Кассиан назван уже уставщиком. В Кассиановских редакциях «Киево-Печерского патерика» историю обители дополняют новые тексты, в основном, летописного происхождения. Таковы повествования о перенесении мощей преподобного Феодосия, о пострижении князя Николая Святоши, о внесении имени Феодосия в синодик, о Нифонте Новгородском, о преставлении архимандрита Поликарпа и поставлении попа Василия (обе редакции), «Вопрос благоверного князя Изяслава о латынех» (Кассиановская вторая редакция) и др. Вторая Кассиановская редакция отличается от первой систематизацией материала и расположением его в хронологическом порядке. В обеих названных версиях «Киево-Печерского патерика», как и в Основной редакции, сохранены полные тексты посланий Симона и Поликарпа. В обеих Кассиановских редакциях исследователи отмечают появление имени Нестора в заглавии «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь» и в повествовании о перенесении мощей преподобного Феодосия. В 1635 г. по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) епископ Сильвестр (Косов, постриженик Киево-Печерского монастыря, будущий Киевский митрополит) в типографии Киево-Печерского монастыря издал «Киево-Печерский патерик» на польском языке. Основываясь на Кассиановской второй редакции, составитель перекомпоновал памятник, выстроив его по сюжетно-тематическому принципу, и дополнил жизнеописаниями авторов сказаний – Нестора Летописца, Симона и Поликарпа. 1640–1650 гг. исследователи датируют редакцию «Киево-Печерского патерика», созданную архимандритом Киево-Печерского монастыря Иосифом (Тризной); она сохранилась в единственном списке. В этой редакции «Киево-Печерский патерик» дополнен извлечениями из Тверского сборника, Ипатьевской и Никоновской летописей. На основе указанных редакций XVII в. в 1661 г. в Киеве по инициативе архимандрита Киево-Печерского монастыря Иннокентия (Гизеля) было подготовлено новое издание патерика, с иллюстрациями. Здесь были устранены многие тексты, не имеющие отношения к истории обители, которыми оброс патерик в процессе своего бытования. Вместе с тем расположение глав не вернулось ни к первоначальному, ни к хронологическому. Соблюдая последовательность текстов по авторам, составитель сначала поместил произведения, связанные с Нестором, затем сказания Поликарпа и Симона, в самом конце приведены эпистолярные разделы посланий последних авторов. Перешли в эту редакцию и Жития Нестора, Симона и Поликарпа из редакции Сильвестра (Косова).

 



 
PR-CY.ru