КАХЕТИ - Страница 3

Вахушти Багратиони не называет Хорнабуджского архиерея – в его время эта кафедра была уже упразднена. Историки сходятся во мнении, что, поскольку Хорнабуджи являлся центром провинции Камбечани, Хорнабуджский архиерей окормлял часть жителей Камбечани, а другую – бодбели. В VI–XII вв. власть некресели распространялась на провинцию Тушети, население которой было крещено Авивом Некресским. Пустынь Гареджи (территория южнее Гареджской горы) до начала XIII в. или немного позже входила в юрисдикцию руствели. Владения Челетской епархии изначально ограничивались лишь провинцией Эрцо-Тианети. По описанию Вахушти Багратиони, провинция Херки входила попеременно в состав Руставской и Челетской епархий. Кахети делилась на военно-административные области Кахети и Эрети, являлась царским доменом и служила главной опорой в борьбе против Сасанидов. Важными стратегическими центрами были города Уджарма, Рустави, Хорнабуджи, Череми. В развитии церковно-культурной и монашеской жизни Кахети особую роль сыграли 12 сирийских отцов, под предводительством Иоанна Зедазнийского, которые пришли в VI в. в Грузию: преподобный Иоанн основал монастырь Зедазени, преподобный Давид Гареджийский – Давидгареджийскую лавру и несколько гареджийских монастырей, святитель Иосиф Алавердский – монастырь Алаверди, преподобный Зенон Икалтойский – монастырь Икалто, священномученик Авив Некресский – монастырь Некреси, преподобный Стефан Хирсский – монастырь Хирса. Преподобный Шио Мгвимский, до того как поселиться в основанном им монастыре Шимгвиме, подвизался в разных местах Кахети; преподобный Антоний Марткопский также проповедовал в Кахети: в Артозани, Икалто, Лопотском ущелье, Ахмете, затем основал монастырь Марткопи. Обители, созданные сирийскими отцами, стали крупными религиозными и культурными центрами. Христианство стало распространяться на Северном Кавказе. Большую роль в христианизации региона сыграл царь мученик Арчил (ум. в 744 или 761 г.). Начиная со времён правления царя св. Вахтанга Горгасали храмоздательство в Кахети переживало бурный расцвет. В V в. были построены памятники церковной архитектуры Грузии: малый храм Дзвели-Шуамта (близ Телави, см. Шуамта), Матанский (Цхракара) монастырь (ныне в Ахметском муниципалитете), Цверо-Дабали (ныне в Гурджаанском муниципалитете), церковь во имя мученика Раждена в городе Уджарма. Интенсивное церковное строительство в Кахети велось и после упразднения царской власти в Картли (523 г.). Наряду с кафедральными соборами Кацарети и Ниноцминда были построены такие замечательные образцы грузинского зодчества, как Давидгареджийская лавра (см. Гареджи), церковь Дзвели-Гавази (ныне в Кварельском муниципалитете), монастырь Хирса, церковь Кондамиани (ныне в Телавском муниципалитете) и др. В VII в. были возведены большой храм Дзвели-Шуамта, базилики Ахшани и Баихо (ныне в Ахметском муниципалитете). К концу VIII в. от арабского владычества постепенно освободились Эрети и Кахети. Провинция Эрети оформилась в самостоятельное княжество, а к концу IX в. – в царство. Оно охватывало провинции Эрети, Шакки, Камбечани, а также южно-дагестанские провинции Цукети и Хундзети. Центром был город Шакки.

 



 
PR-CY.ru