КАРП, ПАПИЛ(А), АГАФАДОР и АГАФОНИКА - Страница 7

В настенных минологиях святые изображены единолично или в мучении: поясные изображения Папилы и Карпа – в церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (около 1320 г.); сцена мучения святых (Карпа и Папилы, привязанных к ногам коней, влекут по камням, Агафонике отсекают мечом голову) в церкви Пантократора монастыря Дечаны (около 1338 г.); полуфигуры Карпа, Папилы и Агафодора в цветочном бутоне на одном из побегов райского древа, составленного из образов христианских святых, – в Марковом монастыре Димитрия Солунского в Македонии (около 1376–1381 гг.); усекновение глав Карпу и Папиле – в церкви Святой Троицы монастыря Козия (около 1386 г.) и церкви Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в Пече (около 1337 г.). Аналогично представлена сцена казни святых во фресках мастера Зорзиса Критянина в кафоликоне афонского монастыря Дионисиат (1547 г.), а в следующем эпизоде изображено усекновение глав Агафодора и Агафоники. Казнь Карпа, Папилы и Агафодора через усекновение главы предписывает изображать «Ерминия» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.). Иконография Карпа, а также Агафодора и Агафоники, которые изображались значительно реже, в восточно-христианском искусстве была устойчивой: Карпа обычно представляли старцем с высоким лбом и залысинами, короткими волосами, тронутыми сединой, и кудрявой седой бородой до середины груди, слегка раздвоенной книзу, в святительских одеждах. Папила чаще изображался как средовек с короткими пышными каштановыми волосами (иногда с тонзурой) и слегка пробивающейся бородой, как, например, на фреске в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Грачанице; на миниатюре из греко-грузинской рукописи (так называемой Афонской книги образцов – Российская национальная библиотека, конец XV в.); на фреске монастыря Дионисиат (1547 г.). В Строгановском иконописном подлиннике (конец XVI – начало XVII вв.) отмечено, что «Папила диякон сед, аки Мина мученик». Этому описанию соответствуют изображения Папилы на фреске Феофана Критского и Симеона в церкви Николая Чудотворца в монастыре Ставроникита на Афоне (1546 г.) и на октябрьской иконе-минее (начало XVII в., Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии): святой представлен в византийских придворных одеждах (далматике и плаще), с крестом в руке, с пышными, несколько взлохмаченными, седыми волосами и окладистой седой бородой. На фреске в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317–1318 гг.) Карп и Папила изображены на северо-восточном столбе, оба в драгоценных придворных далматиках, с крестами в руках.

 



 
PR-CY.ru