КАРП, ПАПИЛ(А), АГАФАДОР и АГАФОНИКА - Страница 5

В Мартирологе Иеронима Стридонского память мучеников без Агафодора встречается трижды: 12 марта, 12 и 13 апреля, каждый раз с искажением имён: 12 марта вместо Папилы указан Павел (Paulus), вместо Агафоники дана форма мужского рода (Agathonus) с указанием, что они пострадали в провинции Асия. Под 12 апреля Папила вновь назван Павлом, далее следует имя Исаак (Isaac), которое И. Делеэ предложил считать искажением слова «диакон» (diaconus), Агафоника названа здесь Агафоном (Agathonis). Под 13 апреля Карп назван епископом Поликарпом (Policarpus), Папила – Павлом диаконом, Агафоника не упоминается. По мнению болландистов, дата 12 марта возникла на основе того, что в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского святые упоминаются после рассказа о священномученике Пионии, память которого обозначена в Иеронимовом Мартирологе под этим же числом. В Мартирологах Флора Лионского (середина IX в.), Адона Вьеннского (вторая половина IX в.) и Узуарда (вторая половина IX в.) Папила назван Папирием (Papirius), память мучеников (без Агафодора), но с добавлением памяти мученика Иустина Философа приводится под 13 апреля. В Римском Мартирологе (1560 гг.) кардинала Цезаря Барония под 13 апреля содержится память Карпа, епископа Фиатиры, Папила, диакона, его сестры Агафоники, их слуги Агафодора и многих других. В Синаксаре Константинопольской церкви память Карпа, Папилы, Агафодора и Агафоники содержится под 13 октября. В краткой заметке говорится, что мученики пострадали при императоре Деции и проконсуле Асии Валериане, по профессии они были врачами. Карп, ставший епископом Пергама после ухода апостола Иоанна Богослова, рукоположил Папилу во диакона. Агафодор назван рабом Папилы, Агафоника – его сестрой. В некоторых византийских синаксарных сказаниях (например, 1050 г., XII в.) добавлены детали: Карп назван сыном языческого жреца, жившего в месте, называемом Гордас. Он был назначен епископом Пергама в преклонном возрасте. Слепой на один глаз соправитель проконсула назван Кулькианом. Лев, которого выпустили на святых, заговорил человеческим голосом и воспрепятствовал жестокости гонителей. В славянских церковных календарях и Минеях память мучеников закрепилась под 13 октября. В проложной заметке Великих Миней Четьих ошибочно говорится, что святые пострадали при императоре Диоклетиане (284–305 гг.). Имя Папил впоследствии трансформировалось в Папила. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви, служба святым совершалась в их мартирии в Константинополе.

 



 
PR-CY.ru